Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе

Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе

Страница 2

Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.

Музыка невербальна,язык дирижера невербален,живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные “тексты”.

Трансляция невербального поведения учителем на уроке музыки - одна из составляющих успешного творческого взаимодействия. Очень важен положительный,добрый настрой учителя во время урока, тогда и мимика, жесты, телодвижения будут подтверждать это и помогать в работе.

Вот,например, о том, что улыбка - это международная норма общения, должен помнить каждый педагог(см. об улыбке ниже).

На уроках музыки мимика и жесты (руки!) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа

песни

происходит самое первое,наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение,образ в музыке.

При разучивании

и исполнении

основная нагрузка при передаче информации “падает” на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма,чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.

Слушание музыки

.Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения.

Во время беседы

или монолога

учителя доля невербального воздействия занимает,как обычно,2/3.

При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт

. Обращаясь взглядом по-очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять,что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.).

Тактильный контакт

имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело (см.об этом выше).

Микровывод

. Искусство - специфическая форма невербальной коммуникации; поэтому, учитывая специфику уроков музыки, можно сделать вывод, что здесь, безусловно, преобладает невербальное взаимодействие.

Вывод к главе

: Для успешного взаимодействия в системе учитель-ученик важен яркий, интересный имидж учителя. Если учесть,что имидж состоит из 3-х частей,как-то:

а)визуальный образ (костюм,прическа,пластика,мимика);

б)внутренний образ(голос,темперамент,настроение);

в)менталитет(интеллект,духовная практика),-становится очевидным, что весьма велика доля невербальных компонентов.

Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии.

Поэтому хорошее владение речью - с одной стороны, а также умелое владение своим невербальным поведением - с другой, создают в целом успешное взаимодействие педагога с учениками.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...

Газета для родителей, как средство педагогического информирования семьи
Детский сад № 57 работает по программе «Из детства в отрочество», созданной авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой. Программа интересна для воспитателей, обеспечивает охрану здоровья, развитие детей и их качественную подготовку к школе. Важнейшее положение данной комплексной програм ...

Цели и средства их достижения как фактор удачи
В одном из старых фильмов главный герой сказал: "Пройти сквозь стену просто. Для этого необходимо: видеть цель, верить в себя, не обращать внимание на препятствия. И все!" Сказанное относится и к реальной жизни. Человек без цели - все равно, что корабль без паруса и руля. Постановка целей ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru