Образование: статьи и материалы » Методика изучения кристаллогидратов в школьном курсе химии » Методические рекомендации к изучению темы

Методические рекомендации к изучению темы

Страница 3

синий белый

t

CoSO4 · 7H2O = CoSO4 + 7H2O↑

красный синий

t

NiSO4 · 7H2O = NiSO4 + 7H2O ↑

изумрудно-зеленый желтый

III. Итоги урока:

1. Итак, какие соединения образует сера в степени окисления + 6?

2. Как можно определить наличие сульфат иона в веществе?

3. Что такое купоросы?

IV.Домашнее задание: изучить свойства соединений серы в СО +6.

План урока: кристаллогидраты

Цели:

Образовательная: дополнить, расширить и систематизировать знания учащихся о кристаллогидратах

Воспитательная: в целях формирования научной картины мира показать действие законов диалектики

Развивающая: в целях развития логического мышления продолжать развивать умения мыслить, обобщать, систематизировать.

Тип урока: обобщающий

Планируемые результаты: после урока у учащиеся должно сформироваться целостное представление о кристаллогидратах, об их структуре, устойчивости, классификациях, применении.

Ход урока:

I. Мобилизующее начало урока.

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: решение задачи на определение теплоты гидратации. Спрашиваем учащихся, как называются образующиеся в водном растворе продукты гидратации? Что можно сказать об их устойчивости?

Но как мы уже знаем, существуют так же и продукты гидратации, которые способны сохранять устойчивость при удалении растворителя. Как они называются? Давайте запишем тему урока – кристаллогидраты.

II. Изучение нового материала.

Дайте определение кристаллогидратам?

Как называется вода, содержащаяся в кристаллогидратах (кристаллизационная)?

Дайте классификацию кристаллогидратов по типу кристаллизационной воды (внутрисферные и внешнесферные)? Приведите примеры.

Допишите уравнения реакций и назовите образующиеся продукты:

CuSO4 + 5H2O = ?

CoSO4 + 7H2O = ?

NiSO4 + 7H2O = ?

Как, одним словом можно назвать данные кристаллогидраты?

Как вы думаете, процесс дегидратации любого кристаллогидрата происходит при одинаковой температуре? Давайте рассмотрим конкретные примеры:

1) Кристаллизационная вода удерживается в кристаллогидрате слабыми межмолекулярными связями, то она легко удаляется при нагревании:

Na2CO3· 10H2O = Na2CO3 + 10H2O (при 120 ° С)(частично процесс идет при комнатной температуре);

K2SO3· 2H2O = K2SO3 + 2H2O (при 200 ° С);

CaCl2· 6H2O = CaCl2 + 6H2O (при 250 ° С).

2) Если же в кристаллогидрате связи между молекулами воды и другими частицами близки к химическим, то такой кристаллогидрат или дегидратируется (теряет воду) при более высокой температуре, например:

Al2(SO4)3 · 18H2O = Al2(SO4)3 + 18H2O (при 420 ° С);

3) Существуют кристаллогидраты, из которых удалить воду вообще невозможно без разрушения структуры, например:

2{FeCl3· 6H2O} = Fe2O3 + 6HCl + 9H2O (выше 250 ° С);

2{AlCl3· 6H2O} = Al2O3 + 6HCl + 9H2O (200 – 450 ° С) .

Внеклассное мероприятие «Своя игра»

Цели химической викторины:

Образовательная: Еще раз обобщить и проверить знания учащихся по теме кристаллогидраты. Способствовать развитию химической речи и химической грамотности.

Воспитательная: способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся, воспитывать отношение к химии как к учебному предмету.

Развивающая: продолжать развивать познавательный интерес к предмету химии, способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала, способствовать развитию кругозора учащихся.

Форма проведения: игра.

Планируемые результаты: после проведения у учащихся должно сформироваться приятное ощущение от игры, так же они должны привести свои знания в систему. Вспомнить основные вопросы, касающиеся состава, строения и свойств кристаллогидратов разных типов.

Правила игры:

В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы отборочного тура и финальной игры не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.

В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.

За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Каждый тур – представлен таблицей с 25 вопросами (Приложение 2,Таблица 3).

После того как все вопросы закончатся, то наступает финал. Финал состоит из четырех вопросов. Учащиеся по очереди убирают по одному вопросу. А затем отвечают уже на оставшийся.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru