Эффективность экономического воспитания младших школьников обеспечивается рядом условий:
- включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;
- максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы;
- выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности младшего школьника;
- определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;
- опорой на личный опыт учащихся;
- педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.
Результативность процесса экономического воспитания младших школьников выразится в уровне их экономической воспитанности, основой которой являются опорные нравственно-экономические качества личности.
Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионалъного характера, у них формируются такие качества личности, как бережливость и организованность.
Таким образом, экономическое воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды.
Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволяющие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.
Исходя из вышеизложенного, вся система экономического воспитания в школе должна развиваться по следующим основным направлениям:
во-первых, необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления, первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;
во-вторых, экономическое воспитание школьников предполагает, развитие у них элементов экономического мышления и сознания в процессе:
1) экономического образования учащихся - от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;
2) насыщения экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (по возможности) уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями, законами;
3) систематического информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города, района.
в-третьих, организация системы экономического воспитания учащихся предусматривает:
1) обеспечение на практике единства трудового и экономического воспитания, соединения обучения с производительным трудом;
2) обогащение трудового обучения, общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим содержанием
3) развитие внешкольной работы, включающей организацию популярных бесед о необходимости рачительного отношения к материальным ценностям школы, проведение «Уроков бережливости», конкурсов на лучшее сохранение школьных и личных книг, учебников.
в-четвертых, развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономический жизни школы;
в-пятых, соответствующая методическая подготовка учителей и родителей.
В процессе экономического воспитания школьников важно заложить основы экономического мышления. Но для этого необходимо включение детей в посильные виды трудовой и экономической деятельности.
Особенность формирования нового типа экономического мышления – отказ от устаревших, изживших себя стереотипов, творческое восприятие всего нового, перестройка мышления и психологии – это важная задача на современном этапе ускорения социально-экономического и духовного развития нашего общества.
Похожие статьи:
Значение и решение задач патриотического воспитания в
современных дошкольных образовательных учреждениях
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей ...
Обучение как способ организации педагогического
процесса
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил ...
Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя
Термин «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» - между, меж; «active» - от «act» - действие) и представляет собой перевод термина interactive learning. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, основанное «на прямом взаимодействии обучающихся с ...