Образование: статьи и материалы » Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников » Психолого-педагогические условия экономического воспитания

Психолого-педагогические условия экономического воспитания

Страница 2

Необходимо отметить, что формирование у школьников современного экономического мышления происходит в какой-то мере проще, чем у лиц старшего возраста, поскольку над ними меньше довлеет груз устаревших представлений, что не требует особой переориентации их взглядов.

Для осуществления этого надо отказаться от устаревших и выработать новые методы и формы экономического образования. Один из путей - проблемный характер обучения. Рассмотрим его преимущество. Если, например, при объяснительно-иллюстративном методе происходит, в основном, простое запоминание известных выводов и обобщений, излагаемых учителем, преподавателем, то при проблемном – активизируется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, то есть у них развивается познавательный интерес.

Раскрывая основное содержание излагаемого материала путем постановки конкретных вопросов, учителю удается, во-первых, сконцентрировать внимание учеников и дать им возможность мыслить последовательно, глубоко, и, во-вторых, подтолкнуть их к самостоятельным выводам и заключениям.

Следовательно, проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы.

Все это является предпосылкой формирования у детей нового экономического мышления и экономического сознания.

Проблемные формы обучения, в свою очередь, требуют от самого учителя глубоких научных знаний, педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование, чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. При этом учащиеся становятся как бы единомышленниками, соучастниками мыслительной деятельности учителя. В результате в процессе обучения формируется активная личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление есть отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи.

В оценке экономической подготовленности младших школьников выделены три критерия:

Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.

Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – это первый этап овладения экономическими знаниями.

Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...

Автоматизированные обучающие системы
Под автоматизированной обучающей системой (АОС) понимается согласованная совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназначенная для целей обучения и основанная на использовании современных информационных технологий. По своему масштабу АОС в сфере ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru