Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Страница 1

К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги в разные эпохи, поэтому и отношение к значению познавательного интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того времени. Как уже отмечалось, первые попытки определения понятия «интерес» находим в трудах античных философов, например в работах Квинтилиана, Аристотеля.

Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки.

В XVIII веке к проблеме познавательного интереса обратились в России. Известны имена педагогов и видных общественных деятелей того времени И.Н. Бецкого и Ф.И. Янковича.

В начале 20 века проблема познавательного интереса стала рассматриваться с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии.

Общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Каптерева. Практическое применение, прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

Как ценнейший мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С.Л. Рубинштейна, который называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим “строительный материал” из внешнего мира. В числе авторов, оставивших заметный след в изучении проблемы познавательного интереса Л.С. Выготский, считающий интерес "ключом" к развитию подростка. Интерес как отношение учащегося к предмету изучения рассмотрен в трудах А.Г. Ковалева, В.Г. Максимова, В.Н. Мясищева, Г.С. Щукиной. Проблема познавательного интереса – центральное звено в системе идей Г.И. Щукиной. По мнению И.Я. Лернера, М.И. Махмутова стремление развить у детей познавательный интерес способствует росту творческого мастерства учителя.

Психологи и педагоги так же ставят вопрос о возможности контроля, изучения наличия у детей познавательного интереса, степени развитости его характеристик. Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем познавательного интереса и регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы достижения цели. В школьной практике для диагностики общего уровня интересов школьников могут быть использованы методика Е.А. Климова, различные модификации методики В.А. Ядова , анкеты для изучения интересов детей, разработанные Г.Е. Залесским и другими авторами.

На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Что же такое «познавательный интерес»? С точки зрения С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства
Понятие игры. Игровая деятельность. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организ ...

Анализ опыта социально- педагогической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении муниципального района Шенталинский Самарской области. Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творче ...

Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, восп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru