Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Страница 4

Волевой и познавательный компоненты создают базу для возникновения положительных эмоций, на основе которой проявляется интерес. Ведущими для возникновения интереса являются эмоциональные и познавательные процессы. В самом познавательном интересе при непосредственном отношении к объекту, волевой компонент отсутствует. По мнению Морозовой, ядром интереса является взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов, мотивированных самой деятельностью. Волевые же процессы относятся не к собственно интересу, а к познавательной деятельности, мотивируемой им.

Рассмотрев компоненты, мы переходим к вопросу определения уровней познавательного интереса. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной):

Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляться в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

Второй уровень развития познавательных интересов присущ школьникам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, к их самостоятельному установлению, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на учеников должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию биологических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.

Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов — волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у школьников. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Исходя из характеристик уровней, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

- первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.

- второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.

- четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».

Подводя итоги выше сказанного, можно сделать вывод, что труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь школьника, влияет на весь характер обучения, совершенствуя его способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) – термин, применяемый в логопедии по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь, но которые могут, хотя и с задержкой. Причины возникновения задержки развития речи описаны многими авт ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Диагностика развития познавательного интереса у учащихся посредством использования на уроках презентаций Microsoft PowerPoint
В первой главе были теоретически обоснованы важность развития познавательных интересов и роль аудиовизуальных средств. Для подтверждения гипотезы о том, что познавательный интерес к изучению биологии повысится при использовании на уроках аудиовизуальных средств, была проведена экспериментальная раб ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru