Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова):
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,
2) наличием познавательной стороны этой эмоции,
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление. Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.
Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной и наглядной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, типы взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, цепи питания), процессы (механизмы реакций, механика дыхания, глаз как оптический прибор и т.д.). Например, на первых этапах изучения биохимических понятий в курсе «Общая биология» трудность представляет пространственное строение молекул белка, ДНК, РНК, нуклеотидов и т.д. Рисунки в учебнике - плоские, двумерные. Пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования мультимедиа любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Использование презентаций на уроках биологии позволяет сделать преподавание содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Используя презентации, можно реализовать дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Так, слайды, подготовленные к уроку в классе с углубленным изучением химии, биологии и содержащие гораздо более сложный, чем обычно, материал, в классах гуманитарного профиля можно пропустить.
Выбор методов преподавания курса «Общая биология» определяется тем, что этот курс относится к старшему звену. В связи с этим, главным звеном дидактического цикла обучения является лекция. Для совершенствования лекционного процесса необходимо использование современных компьютерных технологий. Преимущество компьютера и мультимедийной презентации заключается в их наглядности и образном представлении информации.
Большую роль в усвоении понятий, умений и навыков играет личный познавательный опыт ученика, появлению и развитию которого способствуют практические мультимедийные работы. Мультимедийная практическая работа так же может быть реализована в компьютерном классе каждый ученик за отдельным компьютером, или группами по два человека за компьютером. Подобные мультимедийные практические работы позволяют моделировать естественные условия, ставить биологические эксперименты, выяснять природные закономерности, опыты, которые являются дорогостоящих или затратными по времени.
Особенно большой интерес вызывает у учащихся мультимедийная экскурсия. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия. Поэтому такое знакомство с природным объектом можно назвать виртуальной экскурсией. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, т.е. возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно в любую секунду остановить и получить учебную информацию, необходимую для выполнения задании. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачивать вокруг оси, т.е. в соответствии с его действиями меняется картинка на экране.
Мультимедийные экскурсии и практические работы достаточно сложны для разработки одним учителем, поэтому лучше воспользоваться уже готовыми, которые можно приобрести на носителе или скачать из сети интернет.
Еще одним из примеров организации работы с мультимедиа является электронный конспект лекций. Такой конспект позволяет совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения с компьютерной анимацией. При этом технические возможности компьютерной техники совмещаются с живым общением лектора с аудиторией. Безусловно, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала.
Похожие статьи:
Разработка учебно-методического материала при формировании
лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствует созданию предпосылок для работы по английскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся. Знакомство ...
Пример готовности к обучению
Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе. Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуж ...
Диагностика задержки речевого развития и проявления невербальных средств общения
Диагностика задержки развития речи осуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректировать отклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможные отклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных с нарушениями речевого развития. В педиа ...