Образование: статьи и материалы » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир" » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников

Страница 2

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карна­вал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических празд­ников может быть различным, но принципы ор­ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все­стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и на­долго запечатлелся в памяти всех его участни­ков. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж­на проходить через композицию всякого нату­ралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовитель­ной работы праздника. В ходе подготовки на­до стимулировать творческую инициативу, наход­чивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения урока-праздника, раз­рабатывает задания и поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее задание-под готовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в выборе сюрприза.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодоле­нии формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, ше­ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-ми­ниатюр о полюбившемся уголке природы,

Заслуженной популярностью у ребят поль­зуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Так, тур­нир знатоков природы может включать несколько этапов:

Конкурс на лучшего зна­тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисо­вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тро­пе).

Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто­рой, вторая — третьей и т. д.).

Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред­ставителе флоры или фауны, попавшем на стра­ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый кра­сивый уголок нашего края”, “Удивительное ра­стение (животное)”, “Очевидное — невероят­ное” и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Воспитание и обучение в Древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. - соответствовала культурному уровню первых го ...

Общее понятие аксиологии
Аксиология (от греческого axia – ценность) – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Аксиологический (ценностный) подход я ...

Как одеться для занятий
Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься только в трусиках и босиком, в более прохладное время — в спортивном костюме и легкой, мягкой ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru