Образование: статьи и материалы » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир" » Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников

Страница 3

Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать назва­ния животных в том порядке, в каком звуча­ли их голоса),

Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

Конкурс на лучшую инсцени­ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первен­стве определяют по итогам турнира в целом.

Удачным сочетанием игровой и познава­тельной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Н.С. Жесткова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки:

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Учителя предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Н. Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно­сти и поэтому является универсальной. Особен­но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную рабо­ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ­ственности за состояние родной природы.

В нашей работе по формированию нравственно-экологического опыта у младших школьников я использовала нетрадиционный урок-праздник.

Результаты опытно-экспериментальной работы.

На этом этапе мы провели анкету. Анкета проводилась в тех же классах. Результаты экспериментального и контрольного классов:

1. .Нужно ли защищать природу?

Да (17 чел.)

Да(16 чел.)

Нет(1 чел.)

2. .Хорошо ли охотиться на диких животных?

Нет (17 чел.)

Да(1 чел.)

Нет(16 чел.)

3. Нравится ли тебе читать книги о природе, животных?

Да (14 чел.)

Нет (3 чел.)

Да (15 чел.)

Нет (2 чел.)

4. Нравится ли тебе профессия лесника?

Да ( 5 чел.)

Нет ( 12 чел.)

Да (5 чел.)

Нет (12 чел.)

5. Нравятся ли тебе экологические игры?

Да ( 17 чел.)

Да (17 чел.)

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...

Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. В течение учебного года мы старались придерживаться нашего плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий авралов. Так ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru