Образование: статьи и материалы » Особенности формирования школьного коллектива в начальной школе » Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия

Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия

Страница 6

Очень важно педагогу знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.

Коллектив младших школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

- общественно-значимая цель;

- общественно-значимая деятельность;

- коллективные отношения;

- демократическое управление.

Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы:

Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе.

Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива.

Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.

Л.И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе становления воспитательного коллектива:

- «Группа – конгломерат» - группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное и ситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;

- «Группа ассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляются органы самоуправления;

- «Группа – кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношениях ярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержаны нравственно.

- «Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности.

По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности. Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...

Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения пре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru