Второй этап можно считать состоявшимся, когда:
- цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;
- коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;
- у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.
Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.
На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:
- в коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;
- в таком коллективе нейтрализуются случаи "изолированности" и чрезмерной полумерности, "лидерство" отдельных детей;
- возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление "группового эгоизма", групповой замкнутости.
Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.
Изменение мотивов деятельности на этом этапе - увлеченность ее идейной стороной - как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь "ради идеи" выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование - признак устойчивости личности, ее саморегуляции.
Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:
- цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;
- поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
- этому способствует процесс самовоспитания - предъявление к себе требований широкого нравственного плана;
- самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется
длительное время.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива
выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая,
общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.
В процессе организации деятельности нужно применять специальную
методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Похожие статьи:
Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе&q ...
Особенности педагогической работы с детьми-сиротами дошкольного возраста
А.Ш. Шахманова выделила такие направления образовательной деятельности, исходя из особенностей развития ребенка – дошкольника: 1. Физическое воспитание. Статистика указывает на довольно низкий уровень физического здоровья детей – воспитанников детских домов. «Важными моментами в физическом воспитан ...
Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа
Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений. Материальная культура татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Этические воззрения татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общи ...