Программа профилактики насилия предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих подверженности несовершеннолетних жестокому обращению, всех видов насилия.
Цель программы – содействие предупреждению семейного неблагополучия, насилия над детьми, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Задачи:
– выявление детей, подверженных различным видам насилия;
– организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;
– предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи.
Основные направления программы:
Первый этап - выявление и учет неблагополучных семей
На данном этапе осуществляется изучение социальной истории семьи, ее типа, наличия открытого или скрытого неблагополучия, а также выявление случаев насилия над детьми.
Основные методы работы: карта социальной истории семьи, наблюдение, беседа, анкетирование детей и взрослых с целью выявления сущности насилия в семье глазами подростков и взрослых.
Второй этап – диагностический.
Одним из основных методов данного этапа является психологическое тестирование родителей и детей с помощью следующих методик: тест – опросник родительского отношения ОРО (Варга - Столин); кинетический рисунок семьи; тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына);
Данные диагностики могут быть использованы с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.
Третий этап – реабилитационный.
На этапе реабилитации ребенок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остается в семье, но над ним осуществляется регулярный социальный патронаж.
Четвертый этап – профилактика насилия в семье.
Профилактика на ранних стадиях семейного неблагополучия; оказание помощи в преодолении межличностных и семейных конфликтов, оптимизации межличностных и внутрисемейных отношений, беседы с родителями о недопущении насилия над детьми.
Методы работы на данном этапе:
– Педагогические лектории, беседы с родителями по такой тематике «Жестокое обращение с детьми», «Психологическое насилие над ребенком», «Как не допустить сексуального насилия».
– Тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овладению социальными навыками.
– Деловые игры, дискуссии по правовым проблемам.
– Встречи с работниками правоохранительных органов
– Тренинги для родителей «Радость воспитания», целью которого является гармонизация детско-родительских отношений;
– обучающий семинар для младших школьников, направленный на обучения навыкам безопасного поведения, противостояния жестокому обращению;
– тренинги и практические занятия для подростков «Мои личные границы и безопасность», направленные на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми.
Похожие статьи:
Социально-психологические особенности
неблагополучных семей
В своей работе на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого изучения семьи данных, социальный работник подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры). Благополучные семьи на основе дальнейшего ан ...
Содержание линии
«моделирование и формализация»
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделирование, основные ...
Представители творческой педагогики советского периода и их роль в
обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, восп ...