Образование: статьи и материалы » Улучшение состояния здоровья и физической подготовленности подростков с использованием оздоровительного бега » Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния

Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния

Страница 1

Педагогические исследования, проведенные в течение года показали, что нагрузка с интенсивностью ниже 50% МПК расценивается как легкая, 50-75% МПК - умеренная, свыше 75 % МПК - как тяжелая. В связи к занятиям оздоровительным бегом могут быть отнесены:

- к легкой тренировочной нагрузке: бег, чередующийся с ходьбой (бег – ходьба или бег-ходьба-бег) ;

- к умеренной; непрерывный бег (у хорошо подготовленных спортсменов при интенсивности 75-80 % МПК);

- к достаточно тяжелой физической нагрузке. Сверхтяжелые нагрузки (свыше 85% МПК) в оздоровительной тренировке подростков не применялись, так как такие нагрузки могли быстро привести к утомлению и дискоординации функций дыхания и кровообращения (с возможным перенапряжением адаптационных механизмов).

Годичная экспериментальная подготовка показала, что оздоровительный характер тренировки в беговых упражнениях для первой группы подростков с самым низким исходным уровнем физического состояния привела к наиболее выраженному приросту показателя физической работоспособности (рис. 1) по сравнению со второй и третьей группами (рис. 2 и 3). Так, если к концу второго месяца занятий оздоровительным бегом в первой группе показатели PWC170 выросли у мальчиков на 12, а у девочек – 16% (Р<0,01), то во второй группе сверстников, имеющих средний уровень физического состояния соответственно на 10 и 13% (Р<0,01) и в третьей группе – 11,0 и 14% (Р<0,01). Однако во всех случаях мы наблюдаем достоверный прирост физической работоспособности у исследуемых нами подростков. Следует отметить одну особенности данных исследований. В большинстве своем девочки имели более высокие положительные результаты совершенствования физического состояния, чем мальчики.

Рис. 1. Динамика прироста показателей физического состояния подростков в процессе педагогического эксперимента (первая группа)

Примечание: PWC170 – показатель физической работоспособности, МПК – максимальное потребление кислорода, ДМПК - должная величина максимального потребления кислорода, ОДМПК – относительный показатель должной величины максимального потребления кислорода.

Отмеченная выше тенденция более выраженного прироста показателя физической работоспособности у подростков первой группе в основном сохранились и при последующих контрольных замерах – на 5, 7 и 9 месяце тренировочных занятий (рис. 1-3) за исключением третьей группы. Так, по итогам экспериментальных исследований Уровень PWC170 возрос за 9 месяцев в первой группе на 24, второй 23 и третьей 26%. Различия этих показателей прироста были недостоверными (Р>0,05). Экспериментальная методика оздоровительного бега, которая строилась с учетом исходного уровня физического состояния подростков дала в целом положительные результаты для всех групп. Это подтверждается не только результатами изменений PWC170 но и другими показателями (Рис. 1-3).

Рис. 2. Динамика прироста показателей физического состояния подростков в процессе педагогического эксперимента (вторая группа)

По данным исследований изменений за учебный год МПК можно было сделать следующее заключение. МПК в целом увеличивается в меньшей степени, чем PWC170. Так в первой группе МПК на втором месяце занятий оздоровительным бегом увеличился в среднем у мальчиков на 8 и девочек на 9,5%, во торой группе соответственно – на 6 и 7% и в третьей группе – 7,9 и 8,1%. В дальнейших исследованиях на 5, 7 и 9 месяцах МПК во всех случаях увеличивался, но в первой группе наиболее выражено (рис. 1-3).

Рис. 3. Динамика прироста показателей физического состояния подростков в процессе педагогического эксперимента (третья группа)

В итоге за 9 месяцев тренировки оздоровительным бегом МПК увеличился в первой группе у мальчиков – на 14, второй – на 11 и третьей – на 11,2%, соответственно у девочек – на 16,7, 13 и 10,1 %.

Исследования изменений ДМПК и ОДМПК не внесли каких либо существенных отличий в динамике прироста этих показателей во всех группах. В целом, хотя и недостоверно более высокие величины прироста этих показателей были отмечены в первой группе подростков, на втором месте оказались подростки третьей группы и несколько отстали от них сверстники второй группы.

1. Для более точного определения уровня физического состояния предлагается оценивать его по отношению к должным величинам максимального потребления кислорода (ДМПК). В соответствии средним значениям нормы для того или иного возраста и пола, ДМПК рассчитывается по следующим формулам: для мужчин: ДМПК= 52 - (0,25 × возраст), а для женщин: ДМПК = 44 - (0,20 × возраст). Зная должную величину МПК для данного индивида и его фактическое значение, можно определить относительный показатель должной величины максимального потребления кислорода: ОДМПК = . Расчетная величина МПК (л/мин) определяется по формуле В.Л. Карпмана для лиц с невысокой степенью тренированности: МПК = 1,7 × PWC170+1240.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Разработка модели занятия по экономическому воспитанию младших школьников
Тема занятия: «Сущность аренды. Понятие об арендной плате, арендном договоре» Цель: раскрыть сущность аренды, познакомить с её основными принципами (срочность, возвратность, платность), обратить внимание на уровень арендной платы (её величина определяется договором об аренде). Оборудование: 1) Смир ...

Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по ...

Организационные формы и системы обучения
Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая о ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru