Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в детском доме

Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в детском доме

Страница 2

– трудности в общении;

– несформированность потребности и способности трудиться;

– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

– отсутствие личностного опыта нормальной жизни в семье;

– недоразвитие индивидуальности;

– отсутствие нравственного иммунитета к условиям негативной среды;

– плохое состояние здоровья».

А.Ш. Шахманова выделила следующие основные причины, которые спровоцировали развитие негативных качеств личностного развития воспитанников детских домов:

1. Социальные условия прежней жизни в неблагополучных семьях или на улице. Многие дети пережили сильнейшие стрессовые ситуации, душевные травмы, которые наложили отпечаток на их психику при поступлении в детское учреждение.

2. Уже в доме ребенка на детях особенно сказывается дефицит общения. В особо наихудшем положении находятся младенцы, которым в условиях дома ребенка не только очень трудно компенсировать отсутствие биологического контакта с матерью, но и в силу большой загруженности педагогов обеспечить необходимое количество и качество общения с окружающими людьми. Эмоциональное состояние детей осложняется тоской по дому, по родителям, хоть и плохим.

3. Замкнутость в стенах образовательного учреждения. С одной стороны, это оправдано стремлением оградить детей от негативного влияния улицы, но с другой, способствует скудости детских представлений об окружающем мире, неумению адекватно ориентироваться в нем.

4. Постоянное пребывание в коллективе, особенно в условиях переполненности групп. Ребенок часто не имеет возможности побыть наедине с самим собой. Ежеминутное пребывание на людях ведет к истощению нервной системы, возникновению и усугублению различного рода нарушений психики.

5. Характер работы некоторых воспитателей, которые довлеют над всеми действиями ребенка жесткой регламентацией, отслеживают каждый его шаг, выстраивают жизнь в детском доме на предостережениях и запретах, многое делают сами за детей, вместо того чтобы всячески побуждать в них инициативу. Когда воспитанник постоянно ощущает пресс чужой воли, преобладание коллективных форм общения над индивидуальными, он становится пассивным и бездеятельным.

Не делая особого уклона на критике данных положений, укажем на то, что в большинстве случаев автор подчеркивает неправильную позицию, занимаемую педагогом в образовательном процессе с детьми – сиротами.

Каким образом сказывается пребывание ребенка в детском доме на содержании игровой деятельности? Небольшой опыт отношений с внешней средой не дает ребенку возможности формировать большой список игровых сюжетов и ролей.

Многочисленные наблюдения показывают, что содержание игр у детдомовцев зачастую ограничивается манипуляциями с игрушками. Такие формы игры, как сюжетная и коллективная игра, развиты очень слабо.

К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации. Под трудностью социализации Л.В. Байбородова Л.Г. Жедунова О.Н. Посысоев М.И. Рожков понимают «комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью». Причины возникновения этих трудностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям». Социальная ситуация развития ребенка в детском доме или интернате при отсутствии нормальных для него контактов (семья друзья соседи и т. п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации получаемой ребенком-сиротой из различных источников. В связи с этим часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли как сироты. Эта роль часто реализуется человеком в течение всей его жизни.

В игре большую роль имеют эмоциональная сфера и сфера творческого мышления. Игры детдомовцев бедны на образы и эмоциональную разнообразность.

Иными словами можно утверждать (и это утверждение подкрепляется многочисленными исследованиями), что игровая деятельность детей – сирот неполноценна, она не использует задатки и возможности ребенка (в силу их несформированности или неразвитости) и не дает тех своих эффектов, которые можно наблюдать в игровой деятельности нормальных детей.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и пр ...

Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания. Базой нашего исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Школа расположена по адресу: 430024, г. Саранск, б. Эрьзи, 28а ...

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru