Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа

Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества. Значимым итогом этого процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая фиксируется понятием «социальная зрелость» и включает в себя интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости.

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных «агентов социализации» – семьи – оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, воспитывающихся в детских домах. Нарушения в сфере общения ребенка – сироты искажают его ролевые умения, представления о себе как о личности.

Проблема педагогической реабилитации детей воспитывающихся в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений, вызванных социально-экономическим кризисом 90-х годов в стране.

Реализация и решение задач формирования ролевых игровых умений ребенка в условиях детских домов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей биологического, социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации. Несмотря на системный характер проблем воспитания и обучения в институционализированных заведениях, предлагаемые подходы и результаты исследований, как правило, носят фрагментарный характер.

Формирование ролевых умений в игре детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребенка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.

Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания. А между тем, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка.

Конкретизируем проблематику данного исследования: образовательный процесс в закрытых учреждениях (детских домах) не способствует полноценному формированию психических функций у детей-сирот дошкольного возраста, качественной реализации возрастных задач, а также успешной социализации детей-сирот дошкольного возраста.

Объект исследования: специально-организованная игра взрослого и ребенка (детей) как условие развития социальной компетентности у воспитанников детского дома.

Предмет исследования: процесс формирования социальной компетентности у воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования: Условиями повышения эффективности игры как средства развития социальной компетентности являются:

- расширение личного пространства воспитанников;

- развитие коллективных форм сотрудничества педагогов и детей во внеучебное время;

- увеличение количества социальных контактов воспитанников со средой за периметром учреждения.

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций для педагогов-воспитателей – сотрудников детских домов.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы с целью обоснования концептуальных основ работы;

2. Выявление общих закономерностей в развитии детей дошкольного возраста;

3. Анализ педагогической деятельности и условий жизнедеятельности детей дошкольного возраста в учреждениях закрытого типа;

4. Проведение игровых занятий с детьми-сиротами дошкольного возраста по методике Н.Я. Михайленко;

5. Экспериментальное исследование гипотез об условиях повышения эффективности игры;

6. Совместное составление с воспитателями детского дома рекомендаций для повышения эффективности их собственной работы и апробация этих рекомендаций на практике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, включенное и опосредованное наблюдение.

Содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе описываются теоретические основания для дальнейшей аналитической и практической работы. В главе реализуется решение первых трех задач.

Во второй главе проводится анализ деятельности образовательных учреждений закрытого типа, выявляются характерные особенности педагогической деятельности, условий жизнедеятельности воспитанников и условий их физического, психического и интеллектуального развития, условий социализации, проводится практическая апробация выводов, сделанных в первой главе. В главе реализуется решение последних трех задач.


Похожие статьи:

Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...

Реализация программы “ Уроки творчества”
Реализация программы творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компен ...

Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова
1. Найти однокоренные слова. Снежная сказка Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. С. Погореловский 2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru