Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества. Значимым итогом этого процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая фиксируется понятием «социальная зрелость» и включает в себя интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости.
Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных «агентов социализации» – семьи – оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, воспитывающихся в детских домах. Нарушения в сфере общения ребенка – сироты искажают его ролевые умения, представления о себе как о личности.
Проблема педагогической реабилитации детей воспитывающихся в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений, вызванных социально-экономическим кризисом 90-х годов в стране.
Реализация и решение задач формирования ролевых игровых умений ребенка в условиях детских домов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей биологического, социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации. Несмотря на системный характер проблем воспитания и обучения в институционализированных заведениях, предлагаемые подходы и результаты исследований, как правило, носят фрагментарный характер.
Формирование ролевых умений в игре детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребенка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.
Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания. А между тем, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка.
Конкретизируем проблематику данного исследования: образовательный процесс в закрытых учреждениях (детских домах) не способствует полноценному формированию психических функций у детей-сирот дошкольного возраста, качественной реализации возрастных задач, а также успешной социализации детей-сирот дошкольного возраста.
Объект исследования: специально-организованная игра взрослого и ребенка (детей) как условие развития социальной компетентности у воспитанников детского дома.
Предмет исследования: процесс формирования социальной компетентности у воспитанников детского дома.
Гипотеза исследования: Условиями повышения эффективности игры как средства развития социальной компетентности являются:
- расширение личного пространства воспитанников;
- развитие коллективных форм сотрудничества педагогов и детей во внеучебное время;
- увеличение количества социальных контактов воспитанников со средой за периметром учреждения.
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций для педагогов-воспитателей – сотрудников детских домов.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы с целью обоснования концептуальных основ работы;
2. Выявление общих закономерностей в развитии детей дошкольного возраста;
3. Анализ педагогической деятельности и условий жизнедеятельности детей дошкольного возраста в учреждениях закрытого типа;
4. Проведение игровых занятий с детьми-сиротами дошкольного возраста по методике Н.Я. Михайленко;
5. Экспериментальное исследование гипотез об условиях повышения эффективности игры;
6. Совместное составление с воспитателями детского дома рекомендаций для повышения эффективности их собственной работы и апробация этих рекомендаций на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, включенное и опосредованное наблюдение.
Содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе описываются теоретические основания для дальнейшей аналитической и практической работы. В главе реализуется решение первых трех задач.
Во второй главе проводится анализ деятельности образовательных учреждений закрытого типа, выявляются характерные особенности педагогической деятельности, условий жизнедеятельности воспитанников и условий их физического, психического и интеллектуального развития, условий социализации, проводится практическая апробация выводов, сделанных в первой главе. В главе реализуется решение последних трех задач.
Похожие статьи:
Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Н.Е. Щурова подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контр ...
Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников,
их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)
показатель общительности, добр ...