Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников » Содержание и формы фольклора в работе с детьми

Содержание и формы фольклора в работе с детьми

Страница 2

Участие детей должно являться обязательным элементом календарного обряда. Дети могут включаться в пение взрослых или исполнять собственно детские песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички), которые они могут петь во время ритуальных обходов на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмин и Демьяна (летнего).

На масленицу дети вместе с взрослыми могут кататься на лошадях, строить снежные горки.

В ранневесенней обрядности детям отводилась особая роль - закликание весны чаще всего приходилось на Сороки (22 марта).

Закличка (Сокольский р-он)

Жаворончик молодой,

На проталинку весной!

Также важна была ритуальная роль детей на Егория. Накануне 23 апреля они обходили все дворы и, стегая вербой скот, приговаривали:

Гони коровушку -

Со двора силком.

Приходи ко мне, коровушка,

Со всем молоком!

За это их одаривали яйцами, хлебом, мелкими монетами.

Аналогичный обход совершали на Красную горку (первая суббота после Пасхи) - у каждого дома, где есть молодожены, дети пели вьюнишные песни:

Ты вставай-ка, молодец, ты вставай-ка, наш вьюнец!

Тебе песню поем, тебе честь воздаем!

Выходи-ка на крыльцо выноси красно яйцо!

Среди других календарных песенок, исполняемых только детьми, наиболее полно представлен цикл летних закличек - дождю, радуге, улитке, божьей коровке, грибам:

Дождик, дождик, пуще дам тебе гущи.

Дам тебе ложку хлебать понемножку.

Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой-либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся "Кукушка" на Троицкой неделе, "Кострома" в осенний период и целый ряд других игр.

Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен.

Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.

Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.

Цели праздника:

1. Создать зону психологического комфорта.

2. Развить творческие способности детей.

3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.

4. Приобщить к народным традициям.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.

Возьмем самые доступные формы творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему.

Например, в песенке - игре "Ходит по двору петух" дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: "Под окном стоит" - останавливается перед тем, кого выбрал, "хлопает крыльями", после текста "На весь двор кричит" - громко кричит по-петушиному, а затем меняется место с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый "петушок" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.

Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки "Дрема". Он сидит в центре круга, сначала "дремлет", затем "просыпается" - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Новые педагогические технологии
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий предст ...

Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...

Создание государственной системы образования
Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru