Образование: статьи и материалы » Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей третьего года жизни » Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств

Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств

Страница 1

Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры:

выявление уровня восприятия речи взрослого;

выявление объема активного и пассивного словаря;

выявление использования детьми невербальных средств.

1. Работа с семьёй.

Исходя из положения Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, необходимо провести анализ социальных условий речевого развития детей данной категории.

Для реализации этой задачи можно провести анкетирование родителей, или беседу, целью которой будет выявление:

вступления ребёнка в контакт с родителями;

уровня наблюдательности и степени познания ребенка;

наличия или отсутствия речевых реакций (обращения, просьбы и др.)

Изучение медицинской документации.

Анамнестические сведения должны включать:

данные о здоровье родителей;

наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников;

протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.);

общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм);

сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное;

сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз;

состояние слуха, зрения и интеллекта.

Далее для изучения развития речи детей 2–3 лет с ЗРР и проявления невербальных средств общения, могут быть использованы следующие методики.

Методика 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого в ходе индивидуальной работы с ребёнком.

Материал: кукла, чашка, погремушка, собачка.

Суть методики в том, чтобы в процессе 6 созданных ситуаций оценить:

Отзывается ли ребенок на свое имя.

Способен ли ребенок указывать на называемый предмет.

Может ли показать какую-либо часть лица или тела куклы.

Сможет ли найти аналогичную часть лица или тела у себя.

Подаёт ли ребёнок называемый предмет.

Выполнение заданных действий с предметом (положить кубики в коробку).

Обработка данных. 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания).

Трактовка результатов. Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 6 до 10 баллов – Средний уровень понятия речи, от 0 до 5 баллов – низкий уровень понимания речи.

Методика 2. «Кто это?».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Для оценки словарного состава ребенка предлагается картинный материал, куда входят слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. Овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), 3. Домашние животные (кошка, собака, попугай), 4. Транспорт, 5. Игрушки, 6. Птицы.

Обработка данных.

1 балл – наличие правильного ответа.

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7–9 – баллов – средний уровень,

0–6 балла – низкий уровень,

Методика 3 «Назови и покажи»

Цель: оценить состояние глагольного словаря детей и варианты использования невербальных средств общения.

Материал: предметные картинки с видами действий (мишка пляшет, кукла спит, девочка смотрит книгу, мальчик гуляет). (Приложение 2)

У ребёнка спрашивается, что делает персонаж картинки. Оценка ответа связана с вариантом ответа – жестовый, словесный или др.

Обработка данных.

Словесные ответы – 4 балла

Сочетание словесных ответов с жестовыми – 1, 2, 3 балла

Невербальные формы ответа – 0 баллов

Методика 4 «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения»

Цель: определить частотность и виды наиболее часто встречающихся при общении невербальных средств.

Вариант применения: наблюдаем сколько раз за определённый отрезок времени (15 минут) ребёнок задействует те, или иные невербальные средства общения.

Средства коммуникаций

Невербальные приемы и средства

Использует (кол-во раз)

Не использует

1. Фонационные средства

Вздох;

плач;

тон;

интонация;

кашель;

2. Оптико – кинетические средства

мимика;

жесты;

позы;

направление взгляда,

длительность взгляда,

частота взгляда,

3. Тактильные средства, осязание, слух

Прикосновения,

слуховое восприятие звуков (прислушивается)

4. Пространственно-временные средства

Расположение собеседников (дистанция)

Близко

На расстоянии

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Расширение личного кругозора как фактор конкурентоспособности
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее - в процессе обучения в школе, в студенческих группах, а затем в раз ...

Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...

Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка? 1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru