В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников.
2. Исследовать все стороны поведения младших школьников и определить преобладающий тип поведения.
3. Выявить:
а) имеются ли у испытуемых закономерности поведенческих реакций в различных ситуациях;
б) причины проявления неадекватных поведенческих реакций;
в) уровень овладения детьми произвольным поведением.
После постановки задач мы перешли к выбору методов констатирующего эксперимента.
Методы констатирующего эксперимента
1. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся.
2. Беседа с учителем.
3. Наблюдение за учащимися во время урока и перемены.
Ход исследования. Мы наблюдаем за подвижной игрой учащихся на переменах.
Схема анализа данных
I. Особенности произвольного поведения:
1. Выполняет ли ребенок правила игры (например, не убегает, пока не прозвучит речевой сигнал)? Умеет ли он сдерживать свои непосредственные побуждения?
2. Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок: зажмуривает глаза, обхватывает руками голову, приседает и пр.? Применение таких средств говорит о пока еще не совершенных попытках управлять своим поведением.
П. Особенности внимания:
1. Из данных о том, насколько ребенок сосредоточен на процессе игры, погружен в нее (например, не замечает посторонних раздражителей) можно сделать вывод о степени концентрации внимания ребенка.
2. Отвлекается ли ребенок от игры, как часто и надолго ли? (это показатель устойчивости внимания) Мы устанавливаем причины отвлечения: отсутствия интереса к игре, усталость, посторонние раздражители, отрицательная оценка взрослого и пр.
3. Как реагирует ребенок на слова о необходимости сменить действие (например, идти и остановиться; затем побежать)? Мы сможем сделать вывод об умении ребенка переключать внимание.
На основе полученных данных мы прослеживаем взаимосвязь в становлении произвольности поведения и уровня развития внимания ребенка.
4. Заполнение сводной таблицы по следующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым; имеет постоянных приятелей в классе; уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дисциплину в общении с ним; прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить, соблюдает принятые в классе правила поведения и общения; способен справиться с просьбой к учителю, взрослому; может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиться ее достижения; Становления и развития личности.
Похожие статьи:
Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...
Формирование морфологических и синтаксических и представлений
При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие фу ...
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...