Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя

Страница 1

Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогической гражданской деятельности, гражданского участия, гражданские компетенции, необходимые для достижения социально-значимых целей.

К сожалению, реальность свидетельствует о том, что в нашем обществе гражданская культура является еще не достаточно развитой. Педагоги чаще демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний. В сознании накапливаются безличные формы поведения. Все это приводит к отсутствию непосредственности, преобладанию негативной оценки себя и окружающих, неуверенности. Альтернативной может служить модель профессионального и личностного развития будущего учителя, фактором которой является гражданская культура личности, формирование ценностных ориентаций личности, умений оценивать собственное поведение, опираясь на нормы и морали гражданского общества, анализировать социальные проблемы, определять пути их практического решения, участвовать в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан.

Таким образом, гражданская культура включает в себя следующие четыре компонента:

1) когнитивный: основы социально-психологических, экономических, политических, правовых знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации;

2) мотивационно-ценностный: ценностные ориентации, внутренние смыслы, идеалы, позиции; умение брать ответственность, делать осознанный выбор, принимать решения. Гражданская культура включает в себя следующие гражданские ценности: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, патриотизм, толерантность;

3) эмоционально-оценочный: учитель должен обладать развитым критическим мышлением, уметь исследовать и обсуждать сущность событий, пользоваться различными источниками информации, понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов, понимать и оценивать наличие многообразных этнических, региональных, религиозных и других групп в нашей стране, знать сущность различий между ними, осознавать необходимость понимания и уважения инаковости, оценивать опыт и деятельность других людей, уметь объяснять взгляды и позицию другого человека, формулировать собственные нормы и ценности; выражать, обосновывать, отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии, явлении;

4) поведенческий: способы осуществления социально-преобразующей деятельности; собственные социальные проекты, проведение благотворительных акций, поисковой работы, моделирование ситуаций, позволяющих реализовывать гражданские права и свободы, формы политического участия, акты социального поведения в «малом» и «большом» сообществах.

Цель программы: развитие гражданской культуры будущего учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Проблемы дидактического и методического характера
Проблемы этой главы вызваны к жизни поиском ответов на такие актуальные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». Первая проблема связана с доминирующим в теории и практике «пространственным» подходом к исполнению учебной деятельности, оставляющим без должного внимания ее реализацию в едином пространс ...

Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
Проанализировав теоретические вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя общеобразовательная школа села Еткул ...

Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru