Образование: статьи и материалы » Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников » Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

Перед дефектологом ставится задача постепенного введения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являют­ся организованные занятия, в которых ведущая роль принад­лежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллек­тив группы. Содержание занятий определяется программой.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, ко­торые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ре­бенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Таким образом, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид дея­тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что­бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программно­го содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного матери­ала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из зани­мательных элементов на прогулке.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст­вовать в определенной ситуации или с определенными предмета­ми, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуют­ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа­ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучаю­щем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представ­ления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувствен­ный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, по­знавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориен­тировкой. Метод проб как поисковый способ основан на том, что ребенок фиксирует правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты. Метод проб является практической ори­ентировкой, однако, он подготавливает ребенка к ориентиров­ке, происходящей во внутреннем плане, т.е. перцептивной ори­ентировке.

У проблемных детей чувственное познание без специально­го коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельнос­ти. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети с отклонениями в раз­витии не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют либо совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усво­енным в обучении способом, который относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не пе­реносят знания и опыт на новую игрушку и даже на сходную ситуацию. Перебор вариантов, который встречается у проблем­ных детей, носит не целенаправленный, а случайный характер и не закрепляется в их опыте. Случайно замеченную ошибку он не в состоянии исправить. По­этому заучивание действий с привычными дидактическими игрушками, со знакомым счетным материалом не ведет к раз­витию восприятия, мышления, деятельности ребенка с откло­нениями в развитии.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Диагностика развития познавательного интереса у учащихся посредством использования на уроках презентаций Microsoft PowerPoint
В первой главе были теоретически обоснованы важность развития познавательных интересов и роль аудиовизуальных средств. Для подтверждения гипотезы о том, что познавательный интерес к изучению биологии повысится при использовании на уроках аудиовизуальных средств, была проведена экспериментальная раб ...

Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru