Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различием традиций, обычаев, нравов, свойственных той или иной социальной группе. Конечным (лучше сказать - исходным) носителем мировоззрения выступает личность.
В соответствии с традициями отечественной педагогической науки будет рассматриваться личность как системное образование, выделяя в качестве системообразующего признака личностное мировоззрение, определяемое ценностными ориентациями личности.
Мировоззрение – система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных личности, определяющих её поведение в решающих жизненных ситуациях, её отношение к окружающей действительности.
Характерной особенностью мировоззрения является то, что оно не только является представлением, какова физически существующая действительность, но и представлением о том, какой она должна быть. При том, что люди сталкиваются с одной и той же действительностью, их представления о ней, их мировоззрения могут значительно различаться – отсюда разногласия, конфликты. Важным фактором, определяющим мировоззрение, помимо собственных свойств личности, является образ жизни личности, связанный с её общественным положением, социальной ролью, кругом обязанностей. Вместе с образом жизни, который личность ведёт в силу своего положения, она усваивает свойственные этому образу жизни правила и нормы поведения, жизненные цели и идеалы, а вместе с ними и мировоззрение.
Единство мировоззрения является условием объединения людей, сплочённости социальных групп, организаций и общества, государства в целом.
Похожие статьи:
Роль семьи в дезадаптационных процессах личности
ребенка
Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляют ...
Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...
Профессиональные функции педагога
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В ...