Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различием традиций, обычаев, нравов, свойственных той или иной социальной группе. Конечным (лучше сказать - исходным) носителем мировоззрения выступает личность.
В соответствии с традициями отечественной педагогической науки будет рассматриваться личность как системное образование, выделяя в качестве системообразующего признака личностное мировоззрение, определяемое ценностными ориентациями личности.
Мировоззрение – система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных личности, определяющих её поведение в решающих жизненных ситуациях, её отношение к окружающей действительности.
Характерной особенностью мировоззрения является то, что оно не только является представлением, какова физически существующая действительность, но и представлением о том, какой она должна быть. При том, что люди сталкиваются с одной и той же действительностью, их представления о ней, их мировоззрения могут значительно различаться – отсюда разногласия, конфликты. Важным фактором, определяющим мировоззрение, помимо собственных свойств личности, является образ жизни личности, связанный с её общественным положением, социальной ролью, кругом обязанностей. Вместе с образом жизни, который личность ведёт в силу своего положения, она усваивает свойственные этому образу жизни правила и нормы поведения, жизненные цели и идеалы, а вместе с ними и мировоззрение.
Единство мировоззрения является условием объединения людей, сплочённости социальных групп, организаций и общества, государства в целом.
Похожие статьи:
Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...
Определение и основные характеристики детского коллектива
Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности. Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, ув ...
Коррекционная программа нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Занятие «Цветные карандаши» Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки. Ход занятия “Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”) Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся ...