Образование: статьи и материалы » Организация учебной деятельности » Проблемы организационного характера

Проблемы организационного характера

Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с:

-контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.);

-планирования (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский);

-мотивационного компонента (В.Я. Лаудис и др.).

Д.Б.Эльконин полагал, что формирование учебной деятельности следует начинать с контроля. Основной принцип обучения контролю состоит в соблюдении следующего порядка: от сознательного пользования развернутой и внешне представленной схемой действия (т.е. своеобразной шпаргалкой) к внутреннему действию (по памяти, по привычке)

По мнению М.Н.Скаткина и В.В Краевского, учащихся, прежде всего, следует учить умению планировать учебный труд, определять последовательность работы, рассчитывать время выполнения заданий. Ученик должен научиться контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы и оценивать результаты своей деятельности. Такие умения называют умениями учебного труда.

Другой подход связан с разработкой таких заданий, которые позволяют отрабатывать все компоненты структуры учебной деятельности одновременно. Разработчикам данного направления являются Л.К. Максимов, Н.Я. Чутко и др.

Остается открытым вопрос о том, сколько выполнить упражнений и заданий, для того чтобы овладеть учебным умением. По утверждению психологов обучающимся в условиях традиционного обучения требуется выполнить от 20 до 30 соответствующих упражнений, а по методикам, основанным на идее «интериоризации» П.Я.Гальперина-менее десятка.

Вторая проблема обусловлена точкой зрения на «место» формирования учебной деятельности. Им может быть образовательное учреждение, включая и учреждения дополнительного образования, а так же место проживания обучающегося. В этой связи существует деление учебной деятельности на выполняемую в образовательном учреждении и выполняемую в условиях проживания (дома).в работах Д.Хамблина рассматривается вопрос о возможности формирования умений, входящих в состав умения учиться, на дополнительных занятиях вне образовательного учреждения, при этом на одном занятии предлагается отрабатывать только одно умение.

Третья проблема. Специальные исследования (А.В. Батаршев, А.П.Сманцер) показывают, что существенным тормозом успешности обучения на младших курсах вузов являются трудности организации и управления самостоятельной работы. По данным К.А. Коваленко, высшая школа, вплоть до 3 курса вынуждена формировать навыки самостоятельного труда у студентов. Особая трудность в решении формирования умений учебной деятельности возникает в случае дистанционного обучения. Время, отведенное на их общение с педагогом и значимыми сверстниками минимально. Его в основном хватает только на восполнение знаний.

Четвертая проблема. К сказанному выше следует добавить проблемы становления учебной деятельности в условиях использования информационных технологий в обучении, на что в свое время указывал один из разработчиков концепции учебной деятельности В.В. Давыдов.


Похожие статьи:

Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства
Понятие игры. Игровая деятельность. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организ ...

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися
Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юнош ...

Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru