Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора » Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения произведений фольклора

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения произведений фольклора

Страница 1

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература.

Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни (именно этот возраст был выбран для проведения эксперимента) с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

В соответствии с программой воспитания детей знакомят с различными сказками. Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на: а) приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и б) приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Первой группой приемов являются вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Так важно объяснить детям, что сказки и былины представляют детям то, что терпение, трудолюбие, заботливость девочек вознаграждается; мальчик может заслужить любовь и уважение людей силой, смелостью, служением родной земле. Чтобы выйти из сложной ситуации нужно проявлять ум, смекалку. Очень важно, чтобы дети поняли, что уважение родителей и детей друг к другу и любовь к детям, забота о них обеспечивает лад в семье, счастье в доме. С помощью сказок усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. Так, анализ текстовых фольклорных сказок показал, что девочка (девушка) в них обычно определяется девочка как красивая (красная), приветливая (приветная), разумная. Героиня называется «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

Мальчик определяется как сильный, смелый, разумный, защитник (или завоеватель). Такой герой называется «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет его пластику как более активную, резкую, наступательную.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки. Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т.п.

Рисунки художников помогают понять произведение поэтому необходима рассматривать иллюстрации, демонстрировать рисунки (аппликационных панно). После ответа детей следует зачитывать соответствующее описание из текста в подтверждение их слов. С помощью этого приема дошкольников можно приучать вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. Далее детям может быть предложено вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей можно задать вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь. В свободное от занятий время дошкольникам предлагается нарисовать задуманные картинки. Ко второй группе приемов относят повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?» Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организа ...

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок авто ...

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru