Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания.

Можно полагать, что люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. Поэтому необходимо воспитывать нравственное поведение у детей с нарушением зрения, обращаясь к уникальным образцам нравственности, в том числе к образцам нравственности героев фольклорных сказок. В сказках, как и в современном обществе существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственное воспитание.

Под нравственными нормами и правилами поведения понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Так, в сказках главным героям позволено одно, но при этом запрещено другое. В разнообразных ситуациях нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения, как взрослых, так и детей. Нравственное воспитание определяет то, как нужно относиться к родителям, сверстникам, друзьям. К сожалению, не всегда люди ведут себя в соответствии с нормами поведения и поэтому необходимо объяснить ребенку, что хорошие люди хорошо ведут себя и совершают добрые дела, хорошие поступки, и все любят этих людей. Плохие же люди ведут себя плохо, причиняют другим боль и совершает гадкие поступки. Таких людей не любят и не хотят с ними дружить. В этой связи, фольклорные произведения играют большую роль в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание является самым главным и приоритетным в воспитательном процессе, в силу того, что это самый благодатный возраст для формирования нравственности у детей дошкольного возраста с сохранным развитие и с нарушением зрения. Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения требует особых методик и пособий. Формирование духовно-нравственных качеств у лиц с нарушениями зрения связано с особенностями формирования их личности. Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников с нарушениями зрения, также как и в норме требует целенаправленной организованной работы, связанной с системой нравственного воспитания.

Таким образом, актуальность вышеизложенного послужила выбором темы данного исследования.

Предмет исследования – художественные произведения, ориентированные на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.

Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.

Цель исследования – формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.

В основу моего исследования положена гипотеза, согласно которой правильный подбор художественных произведений детского фольклора, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работы по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

Изучить специальную литературу по проблеме выпускного исследования и определить степень разработанности различных аспектов данной проблемы.

Установить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в контексте возрастной психологии и педагогики и детского литературоведения.

Проанализировать поэтические и прозаические произведения, ориентированные на ребенка дошкольного возраста, с точки зрения возможности их использования в качестве средства нравственного воспитания детей.

Разработать на материале произведений детской художественной литературы систему работы, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Провести проверку разработанной системы занятий по формированию первоначальных нравственных представлений в группе детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

База исследования – МБДОУ №218 г. Красноярска, старшая группа №1.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретический – при изучении и анализе научной литературы по теме выпускной работы.

Описательный – при анализе художественных текстов, ориентированных на детей дошкольного возраста.

Практические методы – при разработке системы мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста и проверке их эффективности.

Теоретическая значимость выпускного исследования заключается в анализе и систематизации первоисточников по возрастной психологии и педагогике и детскому литературоведению в аспекте поставленной цели исследования.

Новизна выпускного исследования состоит в том, что:

Осуществлен отбор и анализ поэтических и прозаических произведений, ориентированных на дошкольный возраст, на материале которых можно проводить работу по нравственному воспитанию детей.

Разработана система мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов выпускной работы в преподавании такой учебной дисциплины по программе колледжа, как детская литература с практикумом по выразительному чтению, и некоторых других дисциплин, а также в практической работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.


Похожие статьи:

Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям
Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, вк ...

Самоконтроль использования времени
Специалисты в течение дня выполняют десятки и даже сотни различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокого анализа реальн ...

Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru