Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания.

Можно полагать, что люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. Поэтому необходимо воспитывать нравственное поведение у детей с нарушением зрения, обращаясь к уникальным образцам нравственности, в том числе к образцам нравственности героев фольклорных сказок. В сказках, как и в современном обществе существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственное воспитание.

Под нравственными нормами и правилами поведения понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Так, в сказках главным героям позволено одно, но при этом запрещено другое. В разнообразных ситуациях нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения, как взрослых, так и детей. Нравственное воспитание определяет то, как нужно относиться к родителям, сверстникам, друзьям. К сожалению, не всегда люди ведут себя в соответствии с нормами поведения и поэтому необходимо объяснить ребенку, что хорошие люди хорошо ведут себя и совершают добрые дела, хорошие поступки, и все любят этих людей. Плохие же люди ведут себя плохо, причиняют другим боль и совершает гадкие поступки. Таких людей не любят и не хотят с ними дружить. В этой связи, фольклорные произведения играют большую роль в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание является самым главным и приоритетным в воспитательном процессе, в силу того, что это самый благодатный возраст для формирования нравственности у детей дошкольного возраста с сохранным развитие и с нарушением зрения. Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения требует особых методик и пособий. Формирование духовно-нравственных качеств у лиц с нарушениями зрения связано с особенностями формирования их личности. Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников с нарушениями зрения, также как и в норме требует целенаправленной организованной работы, связанной с системой нравственного воспитания.

Таким образом, актуальность вышеизложенного послужила выбором темы данного исследования.

Предмет исследования – художественные произведения, ориентированные на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.

Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.

Цель исследования – формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.

В основу моего исследования положена гипотеза, согласно которой правильный подбор художественных произведений детского фольклора, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работы по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

Изучить специальную литературу по проблеме выпускного исследования и определить степень разработанности различных аспектов данной проблемы.

Установить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в контексте возрастной психологии и педагогики и детского литературоведения.

Проанализировать поэтические и прозаические произведения, ориентированные на ребенка дошкольного возраста, с точки зрения возможности их использования в качестве средства нравственного воспитания детей.

Разработать на материале произведений детской художественной литературы систему работы, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Провести проверку разработанной системы занятий по формированию первоначальных нравственных представлений в группе детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

База исследования – МБДОУ №218 г. Красноярска, старшая группа №1.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретический – при изучении и анализе научной литературы по теме выпускной работы.

Описательный – при анализе художественных текстов, ориентированных на детей дошкольного возраста.

Практические методы – при разработке системы мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста и проверке их эффективности.

Теоретическая значимость выпускного исследования заключается в анализе и систематизации первоисточников по возрастной психологии и педагогике и детскому литературоведению в аспекте поставленной цели исследования.

Новизна выпускного исследования состоит в том, что:

Осуществлен отбор и анализ поэтических и прозаических произведений, ориентированных на дошкольный возраст, на материале которых можно проводить работу по нравственному воспитанию детей.

Разработана система мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов выпускной работы в преподавании такой учебной дисциплины по программе колледжа, как детская литература с практикумом по выразительному чтению, и некоторых других дисциплин, а также в практической работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.


Похожие статьи:

Организационные формы и системы обучения
Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая о ...

Изобразительное искусство как средство формирования компетенциибудущих дизайнеров
Развитие казахстанской экономики и улучшение уровня жизни стали причиной того, что современное общество стало стремиться к обладанию вещами более совершенных форм, которые раскрывали бы истинный характер цивилизации. В связи с этим возрастает потребность в компетентных специалистах в области искусс ...

Технологии дистанционного обучения
Известны и применяются следующие основные технологии дистанционного обучения: 1. Кейс-технология, при которой обучаемый получает комплект учебных материалов (кейс) и изучает их, имея возможности периодических консультаций с преподавателями-тьюторами в учебных пунктах (центрах). 2. ТВ-технологии, пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru