Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 1

Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены отдельным видам игры: ролевую игру исследовал Д.Б.Эльконин, музыкальные игры -Н.А.Ветлугина, игротерапии посвящена работа М.И.Чистяковой и т.д. Игра определяется в психологии как вид деятельности, характеризующаяся тем, что побуждающий к ней мотив лежит в самом процессе этой деятельности. Игра - это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). А.Н.Леонтьев пишет: "Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия" .

Бенджамин Спок в книге «Разговор с матерью» напоминает, молодым родителям, что играя, ребенок занят напряженной работой - он изучает мир. Он готовится к предстоящему полезному труду в обществе так же, как студенты учатся в институте, готовясь к будущим профессиям. Ребенку нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно

Игра требует высокого напряжения всех сил.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов) и сюжетные (разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях), ролевые (допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя) и игры с правилами (регулируются определенной системой правил поведения их участников), которые чаще все используются в спортивных занятиях и мероприятиях.

На сюжеты ролевой игры решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Эту особенность игры характеризовал еще К.Д.Ушинский. Д.Б.Эльконин приводит следующее высказывание К.Д.Ушинского: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что это материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

В книге Э.Эриксона «Детство и общество» есть близкая по смыслу мысль о связи игры и социальной реальности: « .Дети, даже если они травмированы, выбирают для своих инсценировок материал, который доступен им в их культуре и который поддается воздействию ребенка их возраста. Что доступно - зависит от культурных условий и, следовательно, относится ко всем детям, живущим в данных условиях. Сегодняшние Бены не играют в пароход, а используют велосипеды в качестве более осязаемых объектов координации».

Ролевую игру питает дидактическая игра, доступная детям более раннего возраста. Дидактические игры, чтение и пересказ детям художественных произведений, ознакомление их с окружающим миром и другие занятия оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры в том смысле, что знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями. Результаты многочисленных исследований показывают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и что, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Оно может отражать лишь то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Мы выяснили что обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Таким образом, говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым соз ...

Просвещение в Западной европе периода Средневековья
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и ...

Организация опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие 36 человек из 8а и 8б классов, МОУ Яраткуловская СОШ, из них 12 мальчиков и 24 девочки. Возраст учеников от 13 до 14 лет. Родители большинства детей активно контактируют с классным руководителем и классом. Дети достаточно уважительно относятся к классному руководите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru