Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены отдельным видам игры: ролевую игру исследовал Д.Б.Эльконин, музыкальные игры -Н.А.Ветлугина, игротерапии посвящена работа М.И.Чистяковой и т.д. Игра определяется в психологии как вид деятельности, характеризующаяся тем, что побуждающий к ней мотив лежит в самом процессе этой деятельности. Игра - это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). А.Н.Леонтьев пишет: "Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия" .
Бенджамин Спок в книге «Разговор с матерью» напоминает, молодым родителям, что играя, ребенок занят напряженной работой - он изучает мир. Он готовится к предстоящему полезному труду в обществе так же, как студенты учатся в институте, готовясь к будущим профессиям. Ребенку нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно
Игра требует высокого напряжения всех сил.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов) и сюжетные (разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях), ролевые (допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя) и игры с правилами (регулируются определенной системой правил поведения их участников), которые чаще все используются в спортивных занятиях и мероприятиях.
На сюжеты ролевой игры решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Эту особенность игры характеризовал еще К.Д.Ушинский. Д.Б.Эльконин приводит следующее высказывание К.Д.Ушинского: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что это материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».
В книге Э.Эриксона «Детство и общество» есть близкая по смыслу мысль о связи игры и социальной реальности: « .Дети, даже если они травмированы, выбирают для своих инсценировок материал, который доступен им в их культуре и который поддается воздействию ребенка их возраста. Что доступно - зависит от культурных условий и, следовательно, относится ко всем детям, живущим в данных условиях. Сегодняшние Бены не играют в пароход, а используют велосипеды в качестве более осязаемых объектов координации».
Ролевую игру питает дидактическая игра, доступная детям более раннего возраста. Дидактические игры, чтение и пересказ детям художественных произведений, ознакомление их с окружающим миром и другие занятия оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры в том смысле, что знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями. Результаты многочисленных исследований показывают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и что, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Оно может отражать лишь то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметом.
Похожие статьи:
Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы – постановкой вопроса учитель возбуждал любопытств ...
Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная
графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...
Проблемы организационного характера
Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с: -контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.); ...