Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Страница 2

Выбор профессии и овладение ею начинается с формирования мотивационных факторов. На данном этапе ученики должны уже вполне реально сформировать представление о своей будущей профессии с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных требований. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Становление планов на будущее составляет основу развития старшего школьника. Существенным показателем социально-психологической зрелости учащегося является его отношение к своему будущему. Определенность намеченных планов многое изменяет в школьнике: появляется стержень личности, определенные цели, задачи, мотивы. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Существует множество методов, стимулирующих интерес учащихся к определенным профессиям: обучение, специалисты в отдельных профессиональных областях, книги, телевидение, INTERNET. Школьники интересуются многим и часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные кружки и секции. Случается, что они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают школьнику осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ для достижения желаемого, и для предотвращения разочарований.

Для многих учащихся время обучения в 9 классах – период интенсивных размышлений о будущем: куда идти дальше – в 10 класс, ПТУ, техникум. Многие из них напряжены эмоционально, тревожны и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе, тем самым отсрочить проблему выбора профессии ещё на год. На это решение влияет усиливающая привязанность к школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, а также привычные отношения с учителями. Другие же, определившись с будущей профессией, либо не удовлетворенные своей успеваемостью и положением в классе, напротив стремятся скорее окончить школу.

В переходный период от подростка к юношеству притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Правильный выбор профессии – длительный и сложный процесс, охватывающий значительный период жизни. Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии , связанной:

с формирование профессиональной направленности личности,

адекватной самооценкой способностей,

реалистичным уровнем притязаний,

устойчивыми профессиональными намерениями,

достаточной информированностью о профессиях.

Профессиональное самоопределение – длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, а также один из главных компонентов социализации личности.

Поэтому профориентационная работа в школе, направленная на формирование мотивационных факторов личности учащегося, должна быть системной, то есть в ней должны принимать участие не только учителя, но и администрация школ, школьные психологи, социальные педагоги, родители. Тем не менее, данные совместные усилия не будут успешны, если сами учащиеся не заинтересованы выбором профессии.

Проблема профессионального выбора в 9, 11 классах встает перед учащимися в том возрасте, когда они до конца не осознают всех отдаленных жизненных перспектив, связанных с будущей профессией. И первое важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем. Поэтому профессиональное самоопределение целесообразно начинать уже в 5–6 классах и проводить его в той форме, которая будет соответствовать развитию их самосознания.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирург ...

Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...

Внешкольные формы работы по физической культуре
Внешкольная работа — это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях. Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru