Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Страница 2

Выбор профессии и овладение ею начинается с формирования мотивационных факторов. На данном этапе ученики должны уже вполне реально сформировать представление о своей будущей профессии с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных требований. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Становление планов на будущее составляет основу развития старшего школьника. Существенным показателем социально-психологической зрелости учащегося является его отношение к своему будущему. Определенность намеченных планов многое изменяет в школьнике: появляется стержень личности, определенные цели, задачи, мотивы. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Существует множество методов, стимулирующих интерес учащихся к определенным профессиям: обучение, специалисты в отдельных профессиональных областях, книги, телевидение, INTERNET. Школьники интересуются многим и часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные кружки и секции. Случается, что они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают школьнику осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ для достижения желаемого, и для предотвращения разочарований.

Для многих учащихся время обучения в 9 классах – период интенсивных размышлений о будущем: куда идти дальше – в 10 класс, ПТУ, техникум. Многие из них напряжены эмоционально, тревожны и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе, тем самым отсрочить проблему выбора профессии ещё на год. На это решение влияет усиливающая привязанность к школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, а также привычные отношения с учителями. Другие же, определившись с будущей профессией, либо не удовлетворенные своей успеваемостью и положением в классе, напротив стремятся скорее окончить школу.

В переходный период от подростка к юношеству притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Правильный выбор профессии – длительный и сложный процесс, охватывающий значительный период жизни. Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии , связанной:

с формирование профессиональной направленности личности,

адекватной самооценкой способностей,

реалистичным уровнем притязаний,

устойчивыми профессиональными намерениями,

достаточной информированностью о профессиях.

Профессиональное самоопределение – длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, а также один из главных компонентов социализации личности.

Поэтому профориентационная работа в школе, направленная на формирование мотивационных факторов личности учащегося, должна быть системной, то есть в ней должны принимать участие не только учителя, но и администрация школ, школьные психологи, социальные педагоги, родители. Тем не менее, данные совместные усилия не будут успешны, если сами учащиеся не заинтересованы выбором профессии.

Проблема профессионального выбора в 9, 11 классах встает перед учащимися в том возрасте, когда они до конца не осознают всех отдаленных жизненных перспектив, связанных с будущей профессией. И первое важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем. Поэтому профессиональное самоопределение целесообразно начинать уже в 5–6 классах и проводить его в той форме, которая будет соответствовать развитию их самосознания.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru