Образование: статьи и материалы » Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков » Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич

Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные уели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности-цели) и список Б (ценности-средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими.

Стимульный материал

Список А

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

здоровье (физическое и психическое)

интересная работа

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

наличие хороших и верных друзей

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

счастливая семейная жизнь

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

творчество (возможность творческой деятельности)

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

воспитанность (хорошие манеры)

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

жизнерадостность (чувство юмора)

исполнительность (дисциплинированность)

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

непримиримость к недостаткам в себе и других

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

честность (правдивость, искренность)

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

чуткость (заботливость)

Интерпретация

Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места.

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.


Похожие статьи:

Развитие познавательных способностей обучающихся
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, чт ...

Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...

Развитие воображения в дошкольном возрасте
Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru