Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Специфика трудового воспитания младших школьников

Специфика трудового воспитания младших школьников

Страница 1

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Поэтому цель школьного трудового воспитания - воспитание психологической и практической готовности школьников к труду.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Младший школьный возраст в силу своих особенностей - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых.

Младший школьный возраст - это самоценный период. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, но такой привлекательный для младших школьников окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа и учитель.

Отметим, что труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания - принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности:

• учебный труд;

• производительный труд;

• общественно полезный труд.

Учебный труд - по мнению К. Д. Ушинского, едва ли не самый тяжелый для ребенка. Этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. Сложность учебного труда состоит и в том, что результаты его труднее обнаруживаются, они почта недоступны ребенку.

В процессе учебного труда происходит обогащение школьников знаниями основ современного производства и экономики. При этом в процессе учебного труда школьники осознают, что для участия в труде на современном производстве необходимо иметь глубокое общее образование.В ходе учебного труда учащиеся овладевают рядом умственных и практических действий различной степени сложности и разного уровня самостоятельности. Это формирует у них познавательные интересы, рациональные приемы умственной деятельности.

Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учителю важно определить возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха. Главная задача учебного труда - научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Форматы графических файлов
Знания о форматах записи электронных изображений необходимы при их сохранении, передаче, оптимизации использования в различных проектах и программах. Формат отражает функциональные предназначения графических изображений, а также различные способы сжатия графической информации. При выборе формата за ...

Разработка методических инноваций в преподавании физической культуры
В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Наблюдаемые тран ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru