Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд - целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям.

В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. Процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, оно не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

В современных условиях трудовое воспитание детей должно быть ориентировано на формирование социально-значимых знаний, ценностных ориентации, личностных качеств, отвечающих динамике социально-экономических преобразований в стране и необходимых для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников внесли К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н. В. Касаткин, Д. Д. Семенов, К. Н. Модзалевский, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Основы трудового воспитания младших школьников базируются на научных трудах видных отечественных педагогов и психологов:

Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева, В. В. Давыдова, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, П. И. Пидкасистога, и других.

Основные аспекты теории и практики трудового воспитания характеризуются в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. Г. Калашникова, С. М. Шабалова.

Различные направления образовательного процесса в поликультурном регионе исследовали М. Н. Егоров, Г. В. Палаткина, В. В. Хомяков, и другие.

Проблема исследования: определить условия трудового воспитания младших школьников в поликультурном регионе.

Актуальность проблемы и недостаточная разработанность некоторых её аспектов обусловили выбор темы нашего исследования: «Особенности трудового воспитания младших школьников поликультурного региона в Мордовии».

Цель исследования - изучить педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии.

Объектом исследования является процесс трудового воспитания младших школьников.

Предмет исследования – особенности трудового воспитания младших школьников в Мордовии.

Гипотеза исследования: трудовое воспитание младших школьников в поликультурном регионе будет успешным, если:

- в школе создана национально-культурная образовательная среда;

- правильно подобраны эффективные методы и средства педагогического воздействия на детей в аспекте трудового воспитания;

- налажено сотрудничество школы и семьи по проблеме трудового воспитания младших школьников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть проблему трудового воспитания младших школьников в научно-методической литературе;

- определить специфику трудового воспитания младших школьников;

- рассмотреть основные направления поликультурного воспитания младших школьников в Мордовии;

- выявить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников;

- разработать и апробировать программу трудового воспитания младших школьников поликультурного региона в Мордовии;

- проследить динамику уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников и предложить методические рекомендации.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальная база: МСОШ №11 г. Саранска.

трудовое воспитание младший школьник


Похожие статьи:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов и организационно-педагогические условия его реализации
В Педагогическом энциклопедическом словаре «управление» трактуется как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности». ...

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику. В энциклопедическо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru