Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд - целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям.

В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. Процесс воспитания подрастающего поколения в труде, имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, оно не теряет своей актуальности и значимости и сегодня. Его высшей целью является формирование осознанной потребности в труде.

В современных условиях трудовое воспитание детей должно быть ориентировано на формирование социально-значимых знаний, ценностных ориентации, личностных качеств, отвечающих динамике социально-экономических преобразований в стране и необходимых для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников внесли К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н. В. Касаткин, Д. Д. Семенов, К. Н. Модзалевский, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Основы трудового воспитания младших школьников базируются на научных трудах видных отечественных педагогов и психологов:

Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева, В. В. Давыдова, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, П. И. Пидкасистога, и других.

Основные аспекты теории и практики трудового воспитания характеризуются в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. Г. Калашникова, С. М. Шабалова.

Различные направления образовательного процесса в поликультурном регионе исследовали М. Н. Егоров, Г. В. Палаткина, В. В. Хомяков, и другие.

Проблема исследования: определить условия трудового воспитания младших школьников в поликультурном регионе.

Актуальность проблемы и недостаточная разработанность некоторых её аспектов обусловили выбор темы нашего исследования: «Особенности трудового воспитания младших школьников поликультурного региона в Мордовии».

Цель исследования - изучить педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии.

Объектом исследования является процесс трудового воспитания младших школьников.

Предмет исследования – особенности трудового воспитания младших школьников в Мордовии.

Гипотеза исследования: трудовое воспитание младших школьников в поликультурном регионе будет успешным, если:

- в школе создана национально-культурная образовательная среда;

- правильно подобраны эффективные методы и средства педагогического воздействия на детей в аспекте трудового воспитания;

- налажено сотрудничество школы и семьи по проблеме трудового воспитания младших школьников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть проблему трудового воспитания младших школьников в научно-методической литературе;

- определить специфику трудового воспитания младших школьников;

- рассмотреть основные направления поликультурного воспитания младших школьников в Мордовии;

- выявить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников;

- разработать и апробировать программу трудового воспитания младших школьников поликультурного региона в Мордовии;

- проследить динамику уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников и предложить методические рекомендации.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальная база: МСОШ №11 г. Саранска.

трудовое воспитание младший школьник


Похожие статьи:

Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера
Изобразительными и выразительными средствами рисунка являются линия и тон. Главной особенностью рисунка является бесконечное сочетание разнообразия изобразительных средств: линий, штриха, пятна. Рисунок выступает своеобразным изобразительным письмом, понятным людям любой национальности. У рисунка е ...

Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства. Насилие в семье над личностью ребенка имеет негативные последствия социально-психологического и поведенческого характера. Основы профилактики ...

Профессиональный рост педагога как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Овладение различными видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. М ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru