- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Проблему в поликультурном воспитании составляют трудности в осуществлении декларируемых принципов личностно-ориентированного воспитания в условиях унифицированной системы образования, приводящей к игнорированию местных, регионально-этнических условий воспитания, специфики национального сознания и самосознания.
В Республике Мордовия педагоги образовательных учреждений вводят в содержание учебных предметов этнокультуроведческий материал. В начальном звене обучения это, прежде всего, уроки родного языка и родной литературы, занятия по окружающему миру, по изобразительному искусству, музыке, технологии. В кабинетах начальных классов создается предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами национальных культур. Это национальные уголки, этнографические музеи.
Проведение внеклассных мероприятий, музыкальных и спортивных праздников, вечеров, бесед, викторин, где дети узнают о традициях и обычаях разных народов также приобщают к национальной культуре. В этих праздниках участвуют не только педагоги и дети, но и родители. Организация такой формы работы как проведение недель национальных культур обогащает мир детей и взрослых, способствует более глубокому ознакомлению с фольклором, декоративно-прикладным искусством, языковой культурой, традициями и обрядами друг друга.
Создание национально-культурной образовательной среды предполагает такую образовательную систему, при которой обучающиеся усваивают этническую культуру и язык, и в то же время содержание образования выводит личность в российское и мировое культурное пространство. Таким образом, в Мордовии необходимо создать этнокультурную образовательную среду, которая максимально эффективно будет способствовать процессу трудового воспитания школьников в поликультурном регионе.
Трудовое воспитание младших школьников современных условиях является социально-педагогической проблемой; поэтому решение многих задач трудового воспитания младших школьников требует активного участия школы и семьи. Социально-экономические преобразования в стране обосновали существенные изменения социальной среды, окружающей младших школьников, условий организации трудовой деятельности учащихся в школе, повышение роли семейного трудового воспитания.
Раннее включение детей в трудовую жизнь семьи имеет полезную основу для воспитания и развития социальной зрелости личности. Однако включение детей в труд может идти за счет подавления и ослабления других видов деятельности, которые должны иметь большой удельный вес в раннем развитии (игровая, физкультурно-оздоровительная деятельность, музыкальное, художественное творчество). В сложившихся условиях семья, являющаяся основным воспитателем детей, испытывает определенные трудности и остро нуждается в квалифицированной помощи учителя начальных классов.
Итак, в Республике Мордовия система образования принимает активное участие в подготовке младших школьников к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании. В школах республики создаётся предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами народного творчества и национальных культур.
Похожие статьи:
Общая характеристика процесса воспитания
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи. Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического ...
Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Понятие
физического воспитания
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило со ...
Компетентность как условие развития конкурентоспособной личности
Компетентность как элементе общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрет ...