Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа

Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа

Страница 1

Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений. Материальная культура татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Этические воззрения татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общинное воспитание, которое стихийно осуществлялось в процессе совместной жизни детей и взрослых.

Проблема целенаправленного развития детей посредством приобщения к материальной культуре татарского народа остаётся актуальной, так как воспитательный потенциал татарской народной педагогики мало задействован в образовательном процессе.

В программах по эстетическому и трудовому воспитанию детей широко представлены знания, умения по народным промыслам. У каждого народа разнообразное, богатое ремесло. В татарской народной педагогике приучение ребенка к труду начиналось довольно рано, и старшие в семье обучали младших элементам труда до сих пор, пока не была правильно поставлена рука. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению совершенствовать мастерство, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

Нельзя сказать, что все традиции татарского народа хорошо сохранились: многие из них исчезли из-за вытеснения ручного труда. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством воспитывает у школьников эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащает ее духовно, формирует нравственные чувства и мировоззрение.

Характерными чертами татарского декоративно-прикладного искусства являются особая декоративность, яркость орнамента и отсутствие в изображении живых существ. В татарском декоративно-прикладном искусстве преобладал растительный орнамент и цветочные мотивы, изображение живых существ в татарском искусстве запрещалось Исламом.

Основными видами декоративно-прикладного искусства татарского народа» являются: вышивка, каллиграфия (шамаиль), резьба по дереву и по камню, ювелирное дело («чеканка, скань, зернь, чернь»), ткачество и кожаная мозаика.

Арабская каллиграфия является отдельным пластом в декоративно-прикладном искусстве татарского народа, которая выражается в умении правильно и точно написать словесное выражение из Корана, сопровождающаяся хорошо продуманной композицией. Такое исполнение называется «шамаиль».

На занятиях следует изучать татарский национальный костюм, как традиционный, так и стилизованный варианты. Татарский национальный костюм состоит из следующих элементов: калфак (женский головной убор), тюбетейка (мужской головной убор), кулмэк, камзол, ичиги, передник, шаровары, пояс (билбау), платок, украшения (изу, бусы, браслет).

Затрагивая тему о национальном костюме татарского народа невозможно пройти стороной женские украшения, придающие художественную завершенность и национальный колорит народной одежде. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью (хасите), широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее. Мужскими украшениями являются перстни, пояс и др.

Изучение национального костюма связано с изучением традиций рукоделья. Основу художественного творчества татарских мастериц составлял орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Основными видами композиции являлись бордюр, букет и вихревая розетка. Художественная выразительность цветочно-растительного орнамента достигалась разнообразными декоративными приемами, например, принципом контрастного сочетания разнородных по формам, силуэту, масштабу и происхождению цветочно-растительных мотивов. Орнаментальная композиция во многом зависела от формы и назначения украшаемого предмета.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Определение и основные характеристики детского коллектива
Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности. Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, ув ...

Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru