Образование: статьи и материалы » Формирование лексической компетенции на основе фразеологических единиц » Лексическая компетенция как цель обучения иностранным языкам в школе

Лексическая компетенция как цель обучения иностранным языкам в школе

Страница 1

Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это дает основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры.

В основе обучения иностранным языкам как явления социального лежит социальная деятельность людей, их отношения и взаимодействия. Следовательно, исходную точку анализа целевых аспектов языкового образования составляет группа так называемых социальных факторов, т.е. социально-экономические, политические и социально-педагогические факторы. Действие этих факторов проявляется, прежде всего, в отношении общества к иностранным языкам вообще и к людям, владеющим двумя или несколькими неродными (в том числе иностранными) языками, в частности, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню и качеству языкового образования своих граждан на конкретном этапе своего социально-экономического развития. Совокупность социальных факторов обусловливает социальный заказ общества и государства по отношению к языковому образованию.

Цель обучения иностранным языкам - важная методическая категория, так как определение цели определяет весь последующий выбор.

В настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности учащегося, способной и желающей участвовать в общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне.

Возникновение компетентностного подхода связано с исследованиями известного американского лингвиста Н. Хомского, который сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, а затем Р. Уайт наполняет категорию компетенции собственно личностными составляющими, включая мотивацию.

Говоря о компетентностном подходе, необходимо уточнить такие понятия как "компетенция" и "компетентность".

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностные отношения к ней и предмету деятельности.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Применительно к иностранным языкам рассматриваются 2 вида компетенции:

общие компетенции;

коммуникативная компетенция;

К общим компетенциям можно отнести способность учиться, декларативные знания, умения и навыки, процедурные знания.

Коммуникативная компетенция включает:

лингвистическую: лексическую, фонологическую, грамматическую, семантическую;

социолингвистическую;

прагматическую: функциональную, дискурсивную, компетенцию схематического построения речи.

Лексическая компетенция - знания словарного состава языка, включающие лексические элементы, и способности их использования в речи. К лексическим элементам относятся слова, регулярные сочетания слов, устойчивые сочетания (фразовые глаголы), сложные предлоги, фразеологические единицы.

Также под лексической компетенцией понимается основанная на лексических знаниях, навыках, умениях, а также личном языковом и речевом опыте способность человека определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, понимать структуру значения слова и выделять специфически национальное в значении слова.

Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом.

Овладение устной речью (аудированием и говорением) и чтением невозможно без речевых навыков. Особую значимость в этом процессе приобретают лексические навыки. Ведущая роль лексическому компоненту отводится в структуре содержания обучения иностранному языку в целом.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Вопрос о методе проектов в дидактике
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Происходит смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает «разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического ...

Профессиограмма и ее составляющие
Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характ ...

Восприятие окружающими поведения студента
Авторитет студента - заслуженное уважение к нему, основывается на таких составляющих, как знания, ум, доверие к людям, высокие личные качества. Большое значение для студента имеет его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом мнения собеседника и при этом выразительно, эмоционально, чет ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru