Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе". Согласно этим документам вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень -5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения.
Реорганизацию школы начал Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 г. Совместно с комиссией он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. В статье "О социальном воспитании" Луначарский ставит вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек - для себя или для общества. Ответ - в интересах социалистического общества. А.В.Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы и понимал политехнизацию как триединую программу: а) содержание образования, тесно связанное с жизнью; б) обучение через труд и внедрение в учебный процесс активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.); в) приобщение детей и подростков к общественно полезному труду. Главным теоретиком Наркомпроса стала Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она участвовала в разработке основополагающих документов советской школы. При ее активном участии в 20-е гг. проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. С именем Н.К.Крупской связаны разработка теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания. Н.К.Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, коллективного воспитания и развития самоуправления в школе, эстетического воспитания, связи школы и семьи, роли личности учителя в обучении и воспитании учащихся.
В 1920-е гг. советская педагогическая наука развивалась весьма интенсивно. Причин тому было много. Еще работали ученые - носители педагогических традиций дореволюционной поры. Сохранялись связи с остальным педагогическим миром. Руководители Наркомпроса были положительно настроены к нововведениям. Решению педагогических проблем была призвана содействовать учрежденная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа). Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием процессов воспитания и образования. В качестве основополагающих они выдвинули принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности.
Первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы к воспитанию и были пронизаны идеей гуманного отношения к личности ребенка. Предполагалось создавать предпосылки для раскрытия детских талантов. Утверждалось, что только социализм может гарантировать развитие ценнейшего общественного качества - коллективизма, добровольной дисциплины, готовности к работе на пользу трудящихся всего мира. У многих педагогов эти идеи вызвали положительный отклик. Но нашлось немало и таких, кто увидел в них утопию и даже фальши и лицемерие. Ученые, вставшие в оппозицию к официальной педагогике, не приняли задачи воспитания нового человека - борца за коммунизм, считая их утопическими. В этот период происходили довольно частые педагогические дискуссии, во время которых обсуждались важные и актуальные проблемы: соотношение философии и педагогики, классовый подход в воспитании, предмет педагогики, основные педагогические понятия, содержание образования, методы обучения и др. Однако диалог официальной педагогики и оппозиции не состоялся. Россию вынуждены были покинуть многие ученые-педагоги (В.В.Зеньковский, С.И.Гессем, 11.Л.Бердяев, И.А.Ильин и др.).
Политика искоренения инакомыслия привела к тому, что к середине 30-х гг. педагогические идеи 20-х гг. в целом были объявлены вредными и прожектерскими. Единственно верной методологией педагогики провозглашалось марксистско-ленинское учение. Подавлялся плюрализм в педагогических подходах и концепциях. Однако педагогика продолжала развиваться, несмотря на неблагоприятные условия существующего режима.
Похожие статьи:
Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...
Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционо-развивающего обучения школьников с нарушение речи вк ...
Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических
представлений младших школьников
Актуальность проблемы. Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную эконом ...