Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси

На рубеже VIII-IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII-XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии было принято православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. В результате на Руси оформился особый замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью (была распространена азбука Кирилла и Мефодия на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка). Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Родители должны были воспитывать детей в строгости и "страхе Божьем". Дети простых людей приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу, где наряду с этим обучали чтению, письму, церковному пению. Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты - люди, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали четыре арифметических действия.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась "школы учения книжного". В XI—XIII вв. были открыты по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские. После принятия христианства князь Владимир приказал брать у знатных людей их детей и отдавать "на учение книжное". Сын Владимира Ярослав в 1028 г. в Новгороде собрал 300 детей старост и попов, чтобы "учить их книгам" и утверждал: "Велика бывает польза от учения книжного". Сам князь Владимир чрезвычайно любил чтение и книги, свободно переводил тексты с греческого на славянский. Любитель книг Ярослав, прозванный Мудрым, основал первую библиотеку на Руси (в Софийском Киевском соборе). Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим человеком; с его именем связан замечательный памятник русской культуры - "Изборник". Всеволод Ярославич знал мять языков, кроме родного, греческий, латинский, немецкий, венгерский, польский. Дочь Ярослава - Анна, вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на латинском языке, тогда как ее муж был неграмотен. Весьма начитанным и образованным для своего времени был сын Всеволода - Владимир Мономах.

В XI-XI1 вв. на Руси появляется ряд книг (сборников), в которых освещаются вопросы обучения и воспитания. Так, в упомянутом выше "Изборнике Святослава" (1073) помещено наставление детям одного греческого придворного и его жены. Книга содержала элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений через помещенные в ней рассказы из Библии, отрывки из произведений христианского проповедника Иоанна Златоуста. Помимо религиозно-нравственных сентенций в подобной воспитательной литературе обосновывалась необходимость суровой дисциплины и телесных наказаний.

Оригинальный педагогический памятник XII в. - "Поучение князя Владимира Мономаха детям" (1096), который представляет собой своеобразный свод правил нравственного воспитания того времени. В "Поучении" выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отношению к своим подданным, почтительным к старшим; б) быть патриотом сноси страны, защищать ее единство, быть деятельным, трудолюбивым, храбрым и борьбе с врагом; в) любить пауку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В.Мономах называл тех, кто "владел умением книжным".


Похожие статьи:

Определение уровня педагогического мастерства
Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установле ...

Особенности девиантного поведения у девочек-подростков
Одной из актуальных, социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Личностные особенности данной категории детей, сложность и своеобразие предпосылок отклоняющегося поведения обуславливают необходимость проведен ...

Роль семьи в экономическом воспитании младших школьников
По мнению Л. А. Голуб, взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов – это основа экономического воспитания ребенка в семье. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и способствует развитию самостоятельности мышления. Поэтому родителям необходимо соблюдать ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru