Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры

Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры

Страница 4

Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич -1876-1916). Поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Считая первостепенной задачей получение образования народом, Тётка боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Она понимала, что это откроет белорусскому народу путь к образованию, к культуре. Большое значение для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы ("Как нам учиться", "Берегите родное слово", "К школьной молодежи"), а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Она искала учителей, собирала детей, сама руководила школьной работой, преподавала на учительских курсах.

Открытие белорусских школ требовало издания книг и учебных пособий на родном языке. Многие учебники, существующие в то время, не соответствовали развитию детей, часто носили схоластический характер. Понимая это, Тётка взялась за создание учебных книг для детей, а в 1906 г. она подготовила и издала книжку на белорусском языке "Гостинец для маленьких детей". Ее следующая книга "Первое чтение для деток белорусов" состояла из оригинальных белорусских текстов для чтения, большинство из которых она написала для этой книги сама. Книга состояла из двух частей. Первая часть была набрана крупными буквами, над каждым словом стояло ударение, чтобы дети учились правильно произносить слова. В ней были помещены небольшие рассказы, басни, сказки, песни, стихи о быте крестьянской семьи, об окружающих предметах и природных явлениях. Во второй части - более сложные рассказы-описания пронизано национальным колоритом, знанием быта и жизни белорусской деревни. Большое внимание уделено трудовому воспитанию, уважению к родителям, воспитанию чувства справедливости.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич - 1882-1956). Писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Закончил Несвижскую учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в качестве народного учителя на Полесье. В своей дореволюционной деятельности боролся за демократизацию школы, за расширение прав учителя. За участие в подготовке и проведении нелегального ВЦ съезда учителей Минской губернии (1906) Я.Колас был задержан полицией и отстранен от учительской работы. Находясь под следствием (1906-1908), большую часть времени жил в лесничестве у своего старшего брата, где открыл нелегальную белорусскую школу. В это время написал ряд статей по вопросам педагогики ("Белорусский язык в казенной школе", "О народном учителе", "Уважайте и любите свой родной язык").

Важнейшим трудом Я.Коласа этого периода был его учебник на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов". Создавая книгу, Я.Колас использовал опыт и традиции К.Д.Ушинского в написании аналогичных книг, а также собственный учительский опыт. Он стремился сделать свой учебник доступным и занимательным. Материал учебника, считал Я.Колас, призван не только давать знания, но и воспитывать такие качества, как смелость, правдивость, честность, скромность, мужество, трудолюбие. В 1926 г. вышла книга Я.Коласа "Методика родного языка" - первое методическое пособие в Белоруссии. В этой работе нашли свое отражение как личный опыт, так и достижения педагогической и методической науки того времени, тщательно разработаны основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru