Рубеж XX-XXI вв. вошел в историю как эпоха глобализации с присущей ей стандартизацией и навязыванием «массовой культуры». Вместе с тем, можно уверенно говорить о ренессансе национального традиционного искусства. В настоящее время в России традиционное декоративно-прикладное искусство развивается в таких всемирно известных центрах, как Палех, Мстера, Холуй, Нижний Тагил, Каргополь, Красное Село, и другие. Высшее образование будущие художники традиционного прикладного искусства получают в Высшей школе народных искусств (институте), профессиональная подготовка в которой основана на классической форме обучения. Образовательная программа включает такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, история искусств и скульптура, которые имеют свою специфику в зависимости от специализации промысла.
Дисциплина «Скульптура» для художников традиционного прикладного искусства не является чужеродной, поскольку именно она позволяет формировать у будущего художника-прикладника «архитектоническое начало в строительстве формы», «пластическое толкование модели» (А.Т. Матвеев). Работа над скульптурой учит художника не только владеть поверхностью, но и массой, весом, тяжестью, формой, пропорциями, соотношением объемов, ритмическим построением отдельных частей скульптуры, а также переработке реальных форм в стилизованные декоративные, приемам стилизации, что особенно важно в традиционном прикладном искусстве. Кроме этого преподавание скульптуры в художественных учреждениях традиционного прикладного искусства должно учитывать специализацию его конкретных видов, таких как: косторезного, ювелирного искусства, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюры, росписи ткани.
Изучение и анализ теории и практики преподавания скульптуры в разных типах образовательных учреждений позволяет констатировать, что программы обучения ориентированы преимущественно на освоение приемов и форм профессиональной академической лепки. Они разработаны для подготовки профессиональных скульпторов и не адаптированы к практике подготовки художников традиционного прикладного искусства, не раскрывают всей полноты средств и приемов, свойственных данному виду творчества. Существовавший в России многовековой опыт подготовки художников-скульпторов в академиях, вузах, художественных училищах, создавался известными мастерами (М. К. Аникушин, А.С. Голубкина, М. А. Керзин, И. В. Крестовский, А.Т. Матвеев, В. Мухина, В.Б. Пинчук, и др.) и свидетельствует о достаточно разработанной методике обучения художников – скульпторов. Несмотря на это, на сегодняшний день практически единственным учебником по преподаванию академической скульптуры является учебное пособие «Лепка» Э. Лантери, написанное еще в XIX веке. В его основе лежит академическая программа подготовки художников – скульпторов. В существующих учебных программах по академической скульптуре художественных вузов России не достаточно внимания уделяется таким темам, как изображение животных, птиц, цветов, насекомых, мифологических персонажей, которые и составляют содержательную и сюжетную основу творчества художников-прикладников.
Цель курсовой работы:
раскрыть
особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования и педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова.
Задачи исследования:
- изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования;
- раскрыть взгляды Гейбатова на цели подготовки скульпторов и рассказать о его творчестве.
- рассказать о задачах педагога в работе студентов над дипломными проектами.
Похожие статьи:
Коммуникативная политика по повышению привлекательности
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Эти требования включают: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость выражается в уваж ...
Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...
Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предме ...