Образование: статьи и материалы » Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова

Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова

Рубеж XX-XXI вв. вошел в историю как эпоха глобализации с присущей ей стандартизацией и навязыванием «массовой культуры». Вместе с тем, можно уверенно говорить о ренессансе национального традиционного искусства. В настоящее время в России традиционное декоративно-прикладное искусство развивается в таких всемирно известных центрах, как Палех, Мстера, Холуй, Нижний Тагил, Каргополь, Красное Село, и другие. Высшее образование будущие художники традиционного прикладного искусства получают в Высшей школе народных искусств (институте), профессиональная подготовка в которой основана на классической форме обучения. Образовательная программа включает такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, история искусств и скульптура, которые имеют свою специфику в зависимости от специализации промысла.

Дисциплина «Скульптура» для художников традиционного прикладного искусства не является чужеродной, поскольку именно она позволяет формировать у будущего художника-прикладника «архитектоническое начало в строительстве формы», «пластическое толкование модели» (А.Т. Матвеев). Работа над скульптурой учит художника не только владеть поверхностью, но и массой, весом, тяжестью, формой, пропорциями, соотношением объемов, ритмическим построением отдельных частей скульптуры, а также переработке реальных форм в стилизованные декоративные, приемам стилизации, что особенно важно в традиционном прикладном искусстве. Кроме этого преподавание скульптуры в художественных учреждениях традиционного прикладного искусства должно учитывать специализацию его конкретных видов, таких как: косторезного, ювелирного искусства, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюры, росписи ткани.

Изучение и анализ теории и практики преподавания скульптуры в разных типах образовательных учреждений позволяет констатировать, что программы обучения ориентированы преимущественно на освоение приемов и форм профессиональной академической лепки. Они разработаны для подготовки профессиональных скульпторов и не адаптированы к практике подготовки художников традиционного прикладного искусства, не раскрывают всей полноты средств и приемов, свойственных данному виду творчества. Существовавший в России многовековой опыт подготовки художников-скульпторов в академиях, вузах, художественных училищах, создавался известными мастерами (М. К. Аникушин, А.С. Голубкина, М. А. Керзин, И. В. Крестовский, А.Т. Матвеев, В. Мухина, В.Б. Пинчук, и др.) и свидетельствует о достаточно разработанной методике обучения художников – скульпторов. Несмотря на это, на сегодняшний день практически единственным учебником по преподаванию академической скульптуры является учебное пособие «Лепка» Э. Лантери, написанное еще в XIX веке. В его основе лежит академическая программа подготовки художников – скульпторов. В существующих учебных программах по академической скульптуре художественных вузов России не достаточно внимания уделяется таким темам, как изображение животных, птиц, цветов, насекомых, мифологических персонажей, которые и составляют содержательную и сюжетную основу творчества художников-прикладников.

Цель курсовой работы:

раскрыть

особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования и педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова.

Задачи исследования:

- изучить и обобщить исторический опыт преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования;

- раскрыть взгляды Гейбатова на цели подготовки скульпторов и рассказать о его творчестве.

- рассказать о задачах педагога в работе студентов над дипломными проектами.


Похожие статьи:

Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
Исследование по выявлению уровня сформированности трудовых умений проводилось в ДОУ п. Мильково во 2 младшей группе. Цель нашего исследования – определить уровень сформированности трудовых умений у детей младшего возраста на начало учебного года. Данное исследование проводилось вместе с воспитателе ...

Понятия и значения "жизненного везения" и "удачи"
Многих интересует вопрос: почему одни люди все теряют, а другие - постоянно что-то находят? Такие люди часто считают себя обреченными на нищету и прозябание, им кажется, что их к этому толкает какая-то странная сила, с которой они не могут ничего поделать. Эти люди - творцы своего "несчастья&q ...

Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника
Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности». Структура игры: - роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в п ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru