Образование: статьи и материалы » Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика" » Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент

Страница 1

Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике».

Цели лабораторного занятия:

Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы.

Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

Развивающая – развивать мышление, внимание, творческие способности.

Определение начальных условий, т.е. какими представлениями и знаниями студенты уже обладают по теме, какие нормы, смыслы, убеждения у них сформированы. Студенты уже знают понятие группировочного признака, классификацию группировочных признаков, определение и виды интервалов.

На лабораторных занятиях целесообразно использовать практические методы обучения: компьютер, методическая литература, бланки с заданиями и т.д.

Содержательное наполнение лабораторного занятия.

1. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать.

По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. могут быть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами, и непрерывными, т.е. принимающими как целые, так и дробные значения.

По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, т.е. такими, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть и качественной, и некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).

По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными.

Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп, которые между собой взаимосвязаны, и о величине интервала внутри них.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними и нижними границами значений признака в смежных группах.

Интервалы бывают:

равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

открытые, когда имеется только верхняя или только нижняя граница;

закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

2. Решите с помощью программы Word Excel следующие задачи:

Задача 1.

Используя данные таблицы 1, выполнить следующие операции:

распределить предприятия по стоимости основных производственных фондов, образовав при этом пять равных интервальных групп;

произвести группировку предприятий по атрибутивному признаку, выделив две группы: не выполнившие договорные обязательства и выполнившие договорные обязательства;

произвести группировку предприятий по объему выпуска продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.

Таблица 1.

№ предприятия

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб.

Объем производства, млн. руб.

Процент выполнения договорных обязательств

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3,0

7,0

2,0

3,9

3,3

2,8

6,5

6,6

1,0

4,7

3,2

12,9

1,5

4,2

6,4

2,8

9,4

11,9

2,5

3,5

103,1

120,0

109,5

104,5

104,8

94,3

108,1

125,0

101,4

102,4

11

12

13

14

15

2,7

3,3

3,0

3,1

3,1

2,3

1,3

1,4

3,0

2,5

108,5

102,1

112,7

92,0

108,0

16

17

18

19

20

3,5

3,1

5,6

3,5

4,0

7,9

3,6

8,0

2,5

2,8

95,0

96,9

114,1

108,0

107,0

Итого

75,7

95,6

-

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...

Проблемы патриотического воспитания детей
Проблема переосмысления патриотического воспитания по сей день является актуальной. Это объясняется рядом причин, которые характеризуются тем, что происходит дискредитация не только организации патриотического воспитания, но и самой идеи воспитания личности патриота. Уменьшение внимания государства ...

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает о ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru