Образование: статьи и материалы » Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика" » Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент

Страница 1

Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике».

Цели лабораторного занятия:

Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы.

Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

Развивающая – развивать мышление, внимание, творческие способности.

Определение начальных условий, т.е. какими представлениями и знаниями студенты уже обладают по теме, какие нормы, смыслы, убеждения у них сформированы. Студенты уже знают понятие группировочного признака, классификацию группировочных признаков, определение и виды интервалов.

На лабораторных занятиях целесообразно использовать практические методы обучения: компьютер, методическая литература, бланки с заданиями и т.д.

Содержательное наполнение лабораторного занятия.

1. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать.

По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. могут быть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами, и непрерывными, т.е. принимающими как целые, так и дробные значения.

По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, т.е. такими, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть и качественной, и некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).

По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными.

Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп, которые между собой взаимосвязаны, и о величине интервала внутри них.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними и нижними границами значений признака в смежных группах.

Интервалы бывают:

равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

открытые, когда имеется только верхняя или только нижняя граница;

закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

2. Решите с помощью программы Word Excel следующие задачи:

Задача 1.

Используя данные таблицы 1, выполнить следующие операции:

распределить предприятия по стоимости основных производственных фондов, образовав при этом пять равных интервальных групп;

произвести группировку предприятий по атрибутивному признаку, выделив две группы: не выполнившие договорные обязательства и выполнившие договорные обязательства;

произвести группировку предприятий по объему выпуска продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.

Таблица 1.

№ предприятия

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб.

Объем производства, млн. руб.

Процент выполнения договорных обязательств

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3,0

7,0

2,0

3,9

3,3

2,8

6,5

6,6

1,0

4,7

3,2

12,9

1,5

4,2

6,4

2,8

9,4

11,9

2,5

3,5

103,1

120,0

109,5

104,5

104,8

94,3

108,1

125,0

101,4

102,4

11

12

13

14

15

2,7

3,3

3,0

3,1

3,1

2,3

1,3

1,4

3,0

2,5

108,5

102,1

112,7

92,0

108,0

16

17

18

19

20

3,5

3,1

5,6

3,5

4,0

7,9

3,6

8,0

2,5

2,8

95,0

96,9

114,1

108,0

107,0

Итого

75,7

95,6

-

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию наруш ...

Профессиограмма «менеджер в торговле»
Профессиональная компетентность специалиста Менеджер в торговле должен быть компетентен: в вопросах менеджмента и маркетинга; макро- и микроэкономики; в области рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; в конъюнктуре рынка, его типах, состоянии и перспективах развития спроса и пред ...

Развитие познавательных способностей обучающихся
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, чт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru