Воспитанником Санкт-Петербургской академии художеств являлся и Гейбат Нурахмедович Гейбатов, выдающийся дагестанский художник.
Биография Гейбатова Гейбата Нурахмедовича очень схожа с теми послевоенными мальчишками, которые воспитывались в детских домах, в которых ему приходилось жить до окончания 7 класса.
Г. Гейбатов впитал все то лучшее, что давала своим питомцам Академия художеств – «храм искусства». Образование дополнялось широкой панорамой культуры: театральные сезоны в театре им. А.С. Пушкина, в театре Комедии с выступлением Аркадия Райкина, спектакли Ленсовета и Ленинградского драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской с участием восходящей звезды Алисы Френдлих, концерты Филармонии и джазовой музыки Олега Лунгстрема, спектакли Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне знаменитый Мариинский театр), поэтические вечера Роберта Рождественского и Андрея Вознесенского, богатейшие собрания Эрмитажа – сокровищницы мировой художественной культуры, уникальные коллекции Русского музея и знакомство с американской графикой и дизайном на выставке США, впервые экспонировавшейся в СССР и многое, многое другое.
Дипломная работа Г. Гейбатова, навеянная национальной романтикой, была отмечена Государственной комиссией как лучший диплом по скульптуре, оценена на «отлично». Композиция «Чабан» была сфотографирована вместе с автором и представлена в центре города на Невском проспекте в информационной витрине «Окна ТАСС». В газете «Вечерний Ленинград» был отмечен талант и оригинальное композиционное мышление Г. Гейбатова, а сам скульптор был назван ленинградским.
Будучи студентом третьего курса факультета скульптуры Института им. И.Е. Репина, Г. Гейбатов принял активное участие в Декадной выставке литературы и искусства Дагестана в Москве (1960г.). Первая жанровая композиция «Проводы в школу» повествовала о большом празднике в жизни первоклассника. В этой же Декадной экспозиции был представлен портрет народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского, где «наметилась глубокая психологическая характеристика». Стойкий интерес к изображению конкретного человека у Г. Гейбатова формируется еще в художественном училище им. А. Азим-Заде.
Скульптор отказывается от достаточно распространенного в те годы в дагестанском искусстве собирательного «типажного» изображения человека. Он ставит перед собой интереснейшую проблему: воплотить образное раскрытие индивидуальной человеческой личности. На этапе шестидесятых творческая заявка Г. Гейбатова определила направление поисков к созданию емкого психологического портрета.
Сделанные выводы вовсе не означают, что творчество скульптора не испытывало влияния времени, а также своих коллег «по цеху». К созданию типизированного художественного образа он обращался неоднократно. Даже создание композиции «Чабан», экспонировавшейся многократно на смотрах выпускников Академии художеств, подтверждает поиски в этом направлении. Созданный несколько позже одноименный оплечный портрет в дереве решал подобные задачи. Эти образы, выражающие яркое представление о типических характерах своего времени (силе, мужественности, народном начале) были далеки от упрощения пластических средств.
Очень скоро симпатии скульптора в работе «Зурнач» переходят к четко индивидуализированному образу конкретного человека, где важное место отводится сложному композиционному построению портрета. Задачи портретной характеристики усложняются смелым пластическим приемам – мотивом рук, ярко воплощающим идею воспроизведения музыкального произведения, зритель словно слышит звуки зурны. Пластика портрета подчинена певучести музыкальных ритмов. Разработка подобного художественного приема будет продолжена позднее, в семидесятые годы, в композиционном портрете «Перед операцией», где «мотив рук» будет нести иную смысловую интерпретацию.
На протяжении десятилетия скульптурный портрет пережил существенные перемены в своем стиле и формах. С одной стороны, приобрел большее значение образ монументально – обобщенный, в котором доминирует одна тема современной жизни. Другая линия развития портрета – тяготение к углублению духовно-психологического содержания образов, желание идти от живых впечатлений к эмоциональному воссозданию национального характера, где не исключены и лирико-поэтические нотки. Все эти проблемы встают перед национальными художниками, но уже на новом уровне в 70- 80-е годы. Если ранее раскрытие идеи произведения доносилось до зрителя через типичный внеиндивидуализированный образ, то теперь это стремление идет не путем каких-либо отвлеченных категорий, а через конкретную человеческую личность. Главной особенностью скульптуры стал органический сплав конкретности изобразительного мотива со сложно-обобщенной формой его выражения.
Похожие статьи:
Характеристика видов новых технологий
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе ...
Характеристика и классификация общеразвивающих
упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...
Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...