Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе

Профориентация в социальной работе

Профессиональная деятельность занимает одно из ключевых мест жизни человека. Планирование профессионального будущего – одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути. Выбирая профессию, человек выбирает не только сферу приложения своего труда, но и определённое социальное окружение в дальнейшем, и потенциальный уровень доходов. Кроме того, профессия со временем накладывает отпечаток на развитие личности, характер, привычки, образ жизни. Проблема исследования актуальна, т.к.:

молодежь является одной из наиболее уязвимых категорий населения страны в силу сравнительно низкой конкурентоспособности на рынке труда;

часть молодежи не получает достоверных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, о слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений;

при первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, что приводит к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины);

столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия, которые решают огромную социальную задачу.

В профориентационной работе много аспектов, которые объединяют ее с социальной работой, например, для правильного выбора профессии необходимо уметь использовать технологию целеполагания: от правильно сформулированной цели зависит профессиональный успех молодого человека. Многие методы социальной работы используются и в профориентационной работе: технология консультирования, социальная диагностика, психологические и педагогические методы. Но для более успешной профориентационной работы с молодежью можно использовать и другие средства социальной работы, т.к. они достаточно разнообразны: социальную адаптацию, социальную терапию и другие.

Вопросы профориентации молодежи в нашей стране изучаются интенсивно. Это работы В.Э. Андрушкевич, Н.Ф. Басова, С.С. Гриншпун, А.А. Еремкиной, Ф.А. Зуевой, Е.А. Климова, Н.Р. Огневой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Л.Г. Рыбалкиной, С.Н. Чистяковой и др. Исследователи проблемы обратили внимание на такие аспекты, как необходимость своевременного проведения профориентационной работы с молодежью специалистами различных социальных учреждений и использование разнообразных взаимодополняющих форм и методов при профориентации молодежи, в том числе метода профессиональных проб.

Цель дипломного исследования - изучение возможностей применения средств социальной работы для решения проблем профориентации молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

показать сущностное значение профориентационной работы с молодежью;

изучить зарубежный и российский опыт применения (реализации) профориентации молодежи средствами социальной работы;

провести социологическое исследование технологий профориентационной работы с молодежью средствами социальной работы.

Объект исследования – профориентационная работа.

Предмет исследования - профориентация молодежи как аспект деятельности социального работника.

Гипотеза исследования. Применение в профориентационной работе с молодежью средств социальной работы позволит решить многие актуальные вопросы профориентации молодежи.

Способом решения задач являются методы литературного анализа и синтеза, статистического анализа полученной информации, анкетирования, опроса, наблюдения.

Научная новизна исследования. Систематизирована и логически представлена разрозненная информация по проблеме профориентации молодежи. Также получены новые практические результаты, ранее не описанные в литературных источниках.

Практическая значимость исследования. Представленный в работе подход к решению проблемы профориентации молодежи может быть представлен в виде методических рекомендаций для социальных работников.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и приложений.

В первой главе исследованы вопросы возникновения, становления и развития профориентации как социологического и педагогического феномена. Проанализированы факторы, определяющие профессиональное становление личности.

Во второй главе освещена практическая реализация деятельности социальных работников по решению проблемы профориентации молодежи, в том числе и за рубежом.

Положения, выносимые на защиту:

для оптимизации профориентационной работы с современной молодежью необходимо искать новые возможности;

методы, приемы и технологии социальной работы, внедренные в профориентационную работу, сделают ее значительно более эффективной.


Похожие статьи:

Диагностика развития познавательного интереса у учащихся посредством использования на уроках презентаций Microsoft PowerPoint
В первой главе были теоретически обоснованы важность развития познавательных интересов и роль аудиовизуальных средств. Для подтверждения гипотезы о том, что познавательный интерес к изучению биологии повысится при использовании на уроках аудиовизуальных средств, была проведена экспериментальная раб ...

Физиологические критерии здоровья
Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоро ...

Просвещение в Западной европе периода Средневековья
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru