Во все века люди высоко ценили профессию учителя. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности по отношению к педагогу. Поэтому проблема исследования очень актуальна.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных педагогов, учителей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Перед педагогом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности учащегося.
Значение и функции педагогической деятельности в системе непрерывного образования определяется неповторимой ценностью становления и развития личности.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. От них требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой возникший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или касается формирования детского мировоззрения.
Отличительными чертами настоящего педагога должны стать постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Чтобы завоевать доверие и расположение школьников, совсем необязательно разделять их взгляды, но знать о них необходимо. Хороший учитель должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. Необходимо учитывать, что все сказанное может сильно повлиять и на интеллектуальное, и на эмоциональное развитие ребенка.
В наше время учителям особенно трудно. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути и решения педагогических задач.
Придя в педагогическое учебное заведение, мы сделали свой важный выбор – мы приняли решение овладеть профессией педагога. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.
Не каждый способен стать учителем. Педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.
Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Преподаватель передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт .
Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.
Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает.
В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.
Древнегреческий философ-материалист, представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии Демокрит (460–370 до н.э.) считал, что «… для подготовки граждан, способных жить в условиях демократии, в процессе воспитания важно учитывать «природу» детей и предпочитать средства убеждения средствам принуждения».
Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 46 – ок. 127) о воспитании говорил: «Чтобы воспитать мужественных, смелых, жестких, закаленных граждан, способных расправляться с рабами и вести войны, нужны суровость и жесткость в обращении с детьми».
Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:
стремление к постоянному общению, любовь к детям;
стремление жить активно, в вечном движении;
тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Целью нашего исследования является определение путей оптимизации деятельности педагога по организации образования и воспитания личности.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с соответствующей литературой по проблеме;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы педагога для осуществления образования и воспитания личности.
Методы исследования - анализ научной, методической и педагогической литературы по теме курсовой работы.
Похожие статьи:
Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...
Принципы обучения
Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. ...
Проблемы патриотического воспитания детей
Проблема переосмысления патриотического воспитания по сей день является актуальной. Это объясняется рядом причин, которые характеризуются тем, что происходит дискредитация не только организации патриотического воспитания, но и самой идеи воспитания личности патриота. Уменьшение внимания государства ...