Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения

Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения

Страница 1

Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения школьников, а также профориентационной работы в школе на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» пгт. Молочные Дворы Плавского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса.

Абсолютное большинство учеников 9 класса указали, что определились с будущей профессией. Ими были выделены такие профессии как: учитель, программист, железнодорожник, менеджер по туризму, ветеринар, повар, продавец, инженер. Однако многие из учащихся не имеют полного представления о выбранной профессии. Так, например, на вопрос «Что привлекает вас в выбранной профессии?» были получены ответы: «Не знаю, программисты нужны всегда», «Работа с детьми, предметы, которые я люблю – химия и биология», «Возможность проявить себя, пойти по стопам родителей», «Не знаю, что-то привлекло» и др. Большинство учащихся выбирают профессию, зная лишь внешнюю сторону какой-либо специальности. При этом они берут за основу те знания и представления о профессиях, которые они слышали от родителей, учителей, СМИ, не оценивая объективно свой выбор.

На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?» были получены следующие результаты: на многих учащихся повлиял выбор родителей, также большая часть класса ответили «сам(а) решил(а)». Менее популярен был ответ «востребованность в обществе». Не смотря на то, что учащиеся «сами» сделали выбор, они колеблются с выбором ВУЗа, а также не знают, где готовят специалистов, выбранной профессии. Это в большей степени обусловлено тем, что они еще не определились, продолжить ли обучение в школе, либо поступить в колледж, ПТУ.

Как показало анкетирование, интересы учащихся в большинстве не соответствуют заявленной профессии. На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с желанием, интересом?» большинство ответило «Нет»; также в качестве хобби были указаны: «игра в видеоигры», «просмотр видеофильмов», «футбол», «рисование», «чтение» и др. Так как школа находится в небольшом поселке, существует немного учреждений дополнительного образования, где дети могли бы заниматься в кружках и секциях. Поэтому спектр увлечений учащихся не велик, что влечет за собой массу проблем. В том числе и профессиональное определение зависит от этого.

На вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?» многие указали ТГПУ, также больше половины учащихся дали ответы «Никакой», «Не знаю». Единичными ответами были: РГУ им. Есенина, МГУ, СПбГУ. Подобный результат свидетельствует о том, что девятиклассники еще не готовы сделать выбор как профессии, так и учебного заведения. Для них приоритетом становится подготовка к предстоящим экзаменам, так как большинство на вопрос «Что ты делаешь, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?» ответили: «Готовлюсь к экзаменам», «Ничего». Это говорит о пассивности современных школьников, они не представляют себе явных ориентиров, целей и путей их достижения.

Для учащихся 9-го класса «Будущая профессия – это»: «Хобби», «Что-то важное в жизни», «Мое будущее», «Смысл жизни», «Деньги». Несмотря на столь отдаленные перспективы в выборе будущей профессии, школьники все же хотят получать удовольствие от процесса работы, способности развиваться, чтобы это стало делом всей жизни. И лишь один человек ответил, что для него «будущая профессия – это деньги».

На вопрос «Выделите профессионально- и личностно – важные качества, необходимые для выбранной профессии?» были получены ответы: «умение», «стремление», «коммуникабельность», «целеустремленность», «трудолюбие», «чуткость», «ответственность» и др. Анализ ответов учащихся показал, что большинство из них выделяют лишь личностно – важные качества. О профессиональных качествах они знают лишь абстрактно, принимая за образ будущей профессии уже сложившиеся мнения в обществе.

На вопрос «Какие профориентационные мероприятия проходят в твоей школе?» учащиеся указали: факультатив «Профессиональное определение и профессиональное консультирование», «лекции», профориентационные «тесты». Это традиционные формы проведения профориентационной работы в школе. К сожалению, это малоэффективные методы, так как самих старшеклассников интересуют методы интерактивного характера. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи?»: «деловая профориентационная игра», «тренинг», «экскурсия в ВУЗ», «встречи со студентами и специалистами». Также учащиеся указали, что профориентационные мероприятия, проводимые в школе не помогают им в выборе профессии («Помогают ли тебе в выборе профессии профориентационные мероприятия, которые проходят в школе?»: «Да» – ответило 4 человека, «Нет» – 8 человек).

Анализ результатов анкетирования учащихся 11 класса.

Анализ анкет учащихся показал, что больше половины класса не определились с выбором профессии («Определился(лась) ли ты с выбором профессии?»: «Да» – 4 человека, «Нет» – 7 человек). Это указывает на проблему профессионального выбора в школе. Причиной тому может служить неэффективная профориентационная работа в школе, незаинтересованность учащихся, плохая информированность о профессиональных сферах деятельности. Старшеклассниками были отмечены следующие профессии: учитель, дизайнер, переводчик, врач.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Семья как объект социальной работы
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Семья рассматривается как «основанная на браке или ...

Коррекционная программа, направленная на развитие связной речи дошкольников
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент, для проведения которого был разработан план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием игрушек. Цель: развитие связной речи с использованием игрушек. Структура группового занятия включала в себя следующие элементы: 1. Р ...

Влияние личностных качеств на жизненное везение и удачу
Под личными качествами человека подразумевают: характер человека, темперамент, эмоции, подсознание, восприятие человека, его способности и уверенность в себе. Характер. Так называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru