Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения

Анкетирование старшеклассников с целью выявления особенностей профессионального самоопределения

Страница 1

Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения школьников, а также профориентационной работы в школе на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» пгт. Молочные Дворы Плавского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса.

Абсолютное большинство учеников 9 класса указали, что определились с будущей профессией. Ими были выделены такие профессии как: учитель, программист, железнодорожник, менеджер по туризму, ветеринар, повар, продавец, инженер. Однако многие из учащихся не имеют полного представления о выбранной профессии. Так, например, на вопрос «Что привлекает вас в выбранной профессии?» были получены ответы: «Не знаю, программисты нужны всегда», «Работа с детьми, предметы, которые я люблю – химия и биология», «Возможность проявить себя, пойти по стопам родителей», «Не знаю, что-то привлекло» и др. Большинство учащихся выбирают профессию, зная лишь внешнюю сторону какой-либо специальности. При этом они берут за основу те знания и представления о профессиях, которые они слышали от родителей, учителей, СМИ, не оценивая объективно свой выбор.

На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?» были получены следующие результаты: на многих учащихся повлиял выбор родителей, также большая часть класса ответили «сам(а) решил(а)». Менее популярен был ответ «востребованность в обществе». Не смотря на то, что учащиеся «сами» сделали выбор, они колеблются с выбором ВУЗа, а также не знают, где готовят специалистов, выбранной профессии. Это в большей степени обусловлено тем, что они еще не определились, продолжить ли обучение в школе, либо поступить в колледж, ПТУ.

Как показало анкетирование, интересы учащихся в большинстве не соответствуют заявленной профессии. На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с желанием, интересом?» большинство ответило «Нет»; также в качестве хобби были указаны: «игра в видеоигры», «просмотр видеофильмов», «футбол», «рисование», «чтение» и др. Так как школа находится в небольшом поселке, существует немного учреждений дополнительного образования, где дети могли бы заниматься в кружках и секциях. Поэтому спектр увлечений учащихся не велик, что влечет за собой массу проблем. В том числе и профессиональное определение зависит от этого.

На вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?» многие указали ТГПУ, также больше половины учащихся дали ответы «Никакой», «Не знаю». Единичными ответами были: РГУ им. Есенина, МГУ, СПбГУ. Подобный результат свидетельствует о том, что девятиклассники еще не готовы сделать выбор как профессии, так и учебного заведения. Для них приоритетом становится подготовка к предстоящим экзаменам, так как большинство на вопрос «Что ты делаешь, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?» ответили: «Готовлюсь к экзаменам», «Ничего». Это говорит о пассивности современных школьников, они не представляют себе явных ориентиров, целей и путей их достижения.

Для учащихся 9-го класса «Будущая профессия – это»: «Хобби», «Что-то важное в жизни», «Мое будущее», «Смысл жизни», «Деньги». Несмотря на столь отдаленные перспективы в выборе будущей профессии, школьники все же хотят получать удовольствие от процесса работы, способности развиваться, чтобы это стало делом всей жизни. И лишь один человек ответил, что для него «будущая профессия – это деньги».

На вопрос «Выделите профессионально- и личностно – важные качества, необходимые для выбранной профессии?» были получены ответы: «умение», «стремление», «коммуникабельность», «целеустремленность», «трудолюбие», «чуткость», «ответственность» и др. Анализ ответов учащихся показал, что большинство из них выделяют лишь личностно – важные качества. О профессиональных качествах они знают лишь абстрактно, принимая за образ будущей профессии уже сложившиеся мнения в обществе.

На вопрос «Какие профориентационные мероприятия проходят в твоей школе?» учащиеся указали: факультатив «Профессиональное определение и профессиональное консультирование», «лекции», профориентационные «тесты». Это традиционные формы проведения профориентационной работы в школе. К сожалению, это малоэффективные методы, так как самих старшеклассников интересуют методы интерактивного характера. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи?»: «деловая профориентационная игра», «тренинг», «экскурсия в ВУЗ», «встречи со студентами и специалистами». Также учащиеся указали, что профориентационные мероприятия, проводимые в школе не помогают им в выборе профессии («Помогают ли тебе в выборе профессии профориентационные мероприятия, которые проходят в школе?»: «Да» – ответило 4 человека, «Нет» – 8 человек).

Анализ результатов анкетирования учащихся 11 класса.

Анализ анкет учащихся показал, что больше половины класса не определились с выбором профессии («Определился(лась) ли ты с выбором профессии?»: «Да» – 4 человека, «Нет» – 7 человек). Это указывает на проблему профессионального выбора в школе. Причиной тому может служить неэффективная профориентационная работа в школе, незаинтересованность учащихся, плохая информированность о профессиональных сферах деятельности. Старшеклассниками были отмечены следующие профессии: учитель, дизайнер, переводчик, врач.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейш ...

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе
Компетентностная модель понимается как функциональная модель, многоуровневая открытая система компетенций, которая репрезентирует социокультурный процесс овладения ИЯ, обладает эвристической ценностью и обеспечивает способность и готовность к межкультурному общению на изучаемом ИЯ. В руководящих до ...

Современный этап развития методики и методики развития речи дошкольников
Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение гра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru