Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Страница 1

В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте может привести к следующим негативным последствиям.

1. Подражание героям, обладающим негативными чертами личности, препятствует нравственно-эстетическому развитию, что доказывают исследования И. Медведевой, Т. Шишовой, что может привести к снижению толерантности по отношению к другим людям, что доказывают исследования В.А. Шиловой, а так же восприятие телеинформации в большом объеме ведет к упрщению и огрублению речи, что доказывают исследования И.И. Захарова, которое так же негативно сказывается на нравственно-эстетическом развитии.

2. Стереотипности мышления, пассивности личности, конформизму, связанными с эффектом ненаправленного восприятия, вследствие которого информация укрепляется в сознании безо всякой интеллектуальной переработки, что подтверждают исследования М.М. Кравцовой, И.М. Романенко, П. Райнера.

3. Агрессивности, как черты личности, что подтверждают исследования Джорджа Гербнера, Уильяма Бельсона и их коллег.

С целью преодоления этих негативных последствий мы разработали программу, включающую три блока.

Цель 1-го блока — подготовить нравственное сознание детей к восприятию негативных примеров рекламы, фильмов, путем формирования традиционных нравственных установок. Методы убеждения (этическая беседа, разъяснение, положительный пример).

Задачи:

1. Создание нравственных установок, мотивов, отношений, формирующих представления, понятия, идеи.

Создание привычек, определяющих тот или иной тип поведения.

Поддержание интереса к книге.

Цель второго блока: преодоление формирования стереотипности мышления путем развития навыков критического отношения к телеинформации средствами телевидения.

В данном блоке программы имеется набор приемов и техник, позволяющих "провоцировать" и воссоздавать на занятии ситуацию мышления. Материалом такой "провокации" служат видеофильмы, телепередачи, рекламные ролики.

Задачи:

1. Активировать имеющиюся телеинформацию, повысить интерес школьниковкорзина, мозговой штурм.

2. Научить школьников принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска.

3. Формирование у каждого собственного отношения к получаемой информации.

4. Формирование установки критического понимания школьниками процесса создания телепередач.

Для развития критического отношения к телеинформации мы использовали некоторые приемы из методики развития критического мышления, поскольку критическое мышление означает мышление самостоятельное, оценочное, рефлексивное, творческое, что исключает стереотипность. При этом информация воспринимается с разумной долей скептицизма и сопоставляется с противоположными точками зрения. Это интерактивный процесс познания.

Для данного подхода также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. С одной стороны, применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы школьники должны сформулировать свою мысль для партнера — перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. Получается, мы можем говорить о мышлении только применительно к групповым формам работы.

Цель третьего блока: преодоление агрессивности через поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими.

Для снижения агрессивности в первом блоке программы мы предлагаем проведение работы, направленной на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Причиной усвоения агрессивного поведения из телепередач является ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию.

Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Задачи:

1. Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации.

2. Помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения.

Для выполнения первой задачи был использован метод работы с картинками, отражающими проблемные ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Организация и проведение занятий на мелководье
В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, сове ...

Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко
Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в и ...

Психолого-педагогические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru