Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Страница 1

В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте может привести к следующим негативным последствиям.

1. Подражание героям, обладающим негативными чертами личности, препятствует нравственно-эстетическому развитию, что доказывают исследования И. Медведевой, Т. Шишовой, что может привести к снижению толерантности по отношению к другим людям, что доказывают исследования В.А. Шиловой, а так же восприятие телеинформации в большом объеме ведет к упрщению и огрублению речи, что доказывают исследования И.И. Захарова, которое так же негативно сказывается на нравственно-эстетическом развитии.

2. Стереотипности мышления, пассивности личности, конформизму, связанными с эффектом ненаправленного восприятия, вследствие которого информация укрепляется в сознании безо всякой интеллектуальной переработки, что подтверждают исследования М.М. Кравцовой, И.М. Романенко, П. Райнера.

3. Агрессивности, как черты личности, что подтверждают исследования Джорджа Гербнера, Уильяма Бельсона и их коллег.

С целью преодоления этих негативных последствий мы разработали программу, включающую три блока.

Цель 1-го блока — подготовить нравственное сознание детей к восприятию негативных примеров рекламы, фильмов, путем формирования традиционных нравственных установок. Методы убеждения (этическая беседа, разъяснение, положительный пример).

Задачи:

1. Создание нравственных установок, мотивов, отношений, формирующих представления, понятия, идеи.

Создание привычек, определяющих тот или иной тип поведения.

Поддержание интереса к книге.

Цель второго блока: преодоление формирования стереотипности мышления путем развития навыков критического отношения к телеинформации средствами телевидения.

В данном блоке программы имеется набор приемов и техник, позволяющих "провоцировать" и воссоздавать на занятии ситуацию мышления. Материалом такой "провокации" служат видеофильмы, телепередачи, рекламные ролики.

Задачи:

1. Активировать имеющиюся телеинформацию, повысить интерес школьниковкорзина, мозговой штурм.

2. Научить школьников принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска.

3. Формирование у каждого собственного отношения к получаемой информации.

4. Формирование установки критического понимания школьниками процесса создания телепередач.

Для развития критического отношения к телеинформации мы использовали некоторые приемы из методики развития критического мышления, поскольку критическое мышление означает мышление самостоятельное, оценочное, рефлексивное, творческое, что исключает стереотипность. При этом информация воспринимается с разумной долей скептицизма и сопоставляется с противоположными точками зрения. Это интерактивный процесс познания.

Для данного подхода также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. С одной стороны, применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы школьники должны сформулировать свою мысль для партнера — перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. Получается, мы можем говорить о мышлении только применительно к групповым формам работы.

Цель третьего блока: преодоление агрессивности через поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими.

Для снижения агрессивности в первом блоке программы мы предлагаем проведение работы, направленной на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Причиной усвоения агрессивного поведения из телепередач является ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию.

Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Задачи:

1. Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации.

2. Помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения.

Для выполнения первой задачи был использован метод работы с картинками, отражающими проблемные ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...

Содержание культуры поведения
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой же ситуации. Думаем, что это не что иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном этапе обу ...

Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru