В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте может привести к следующим негативным последствиям.
1. Подражание героям, обладающим негативными чертами личности, препятствует нравственно-эстетическому развитию, что доказывают исследования И. Медведевой, Т. Шишовой, что может привести к снижению толерантности по отношению к другим людям, что доказывают исследования В.А. Шиловой, а так же восприятие телеинформации в большом объеме ведет к упрщению и огрублению речи, что доказывают исследования И.И. Захарова, которое так же негативно сказывается на нравственно-эстетическом развитии.
2. Стереотипности мышления, пассивности личности, конформизму, связанными с эффектом ненаправленного восприятия, вследствие которого информация укрепляется в сознании безо всякой интеллектуальной переработки, что подтверждают исследования М.М. Кравцовой, И.М. Романенко, П. Райнера.
3. Агрессивности, как черты личности, что подтверждают исследования Джорджа Гербнера, Уильяма Бельсона и их коллег.
С целью преодоления этих негативных последствий мы разработали программу, включающую три блока.
Цель 1-го блока — подготовить нравственное сознание детей к восприятию негативных примеров рекламы, фильмов, путем формирования традиционных нравственных установок. Методы убеждения (этическая беседа, разъяснение, положительный пример).
Задачи:
1. Создание нравственных установок, мотивов, отношений, формирующих представления, понятия, идеи.
Создание привычек, определяющих тот или иной тип поведения.
Поддержание интереса к книге.
Цель второго блока: преодоление формирования стереотипности мышления путем развития навыков критического отношения к телеинформации средствами телевидения.
В данном блоке программы имеется набор приемов и техник, позволяющих "провоцировать" и воссоздавать на занятии ситуацию мышления. Материалом такой "провокации" служат видеофильмы, телепередачи, рекламные ролики.
Задачи:
1. Активировать имеющиюся телеинформацию, повысить интерес школьниковкорзина, мозговой штурм.
2. Научить школьников принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска.
3. Формирование у каждого собственного отношения к получаемой информации.
4. Формирование установки критического понимания школьниками процесса создания телепередач.
Для развития критического отношения к телеинформации мы использовали некоторые приемы из методики развития критического мышления, поскольку критическое мышление означает мышление самостоятельное, оценочное, рефлексивное, творческое, что исключает стереотипность. При этом информация воспринимается с разумной долей скептицизма и сопоставляется с противоположными точками зрения. Это интерактивный процесс познания.
Для данного подхода также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. С одной стороны, применение методов групповой работы оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы школьники должны сформулировать свою мысль для партнера — перевести мысль из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым ее осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент и становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. Получается, мы можем говорить о мышлении только применительно к групповым формам работы.
Цель третьего блока: преодоление агрессивности через поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими.
Для снижения агрессивности в первом блоке программы мы предлагаем проведение работы, направленной на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Причиной усвоения агрессивного поведения из телепередач является ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию.
Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Задачи:
1. Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации.
2. Помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения.
Для выполнения первой задачи был использован метод работы с картинками, отражающими проблемные ситуации.
Похожие статьи:
Функции преподавателя вo время дискуссии
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподават ...
Сущность понятия "привлекательность человека"
Успех во многом зависит отличной привлекательности. Каждый работодатель хочет видеть перед собой интересного сотрудника, который имеет приятную внешность и достойную манеру общения. Поэтому привлекательность для студента также является актуальным вопросом и в значительной степени влияет на его конк ...
Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе&q ...