Образование: статьи и материалы » Определение педагогического мастерства » Понятие и сущность педагогического мастерства

Понятие и сущность педагогического мастерства

Страница 2

По Н.В. Кузьминой, любая педагогическая система имеет довольно простую структуру. Она разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других систем – во-вторых». К ним принадлежат цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учении (рис. 1).

Рисунок 1 – Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов (по Н.В. Кузьминой)

Данная модель более полно описывает педагогическую реальность и даёт возможность понять место и структуру педагогического мастерства, и состоит из двух групп компонентов – структурных и функциональных (таб. 1).

Таблица 1 – Компоненты педагогического мастерства

Структурные

Функциональные

наличие педагогической сверхзадачи

проектировочные способности педагога

педагогическая направленность

организационные способности педагога

владение профессиональными знаниями и умениями (привычками).

конструктивные способности педагога

владения педагогическими средствами (методиками, технологиями, техникой)

коммуникативные способности педагога

интуиция справедливого оценивания

оценочные способности педагога

интуиция профессиональной ориентации

прогностические способности педагога

Таким образом, сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям; педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области; профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи); 2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Организационные формы и системы обучения
Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая о ...

Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки
Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в рамках единого учебного заведения в немалой степени зависит от качества управленческой деятельности преподавателей. Ее содержание включает: 1. Отбор и систематизацию информации, подлежащей усвоению в п ...

Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодейс ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru