Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Воображение как познавательный психический процесс

Воображение как познавательный психический процесс

Страница 1

Согласно данным из словаря С.И. Ожегова: развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врождённых и приобретённых свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребёнка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В ходе развития происходит превращение ребёнка как биологического индивида в человека, как личность - члена человеческого общества.

Развитие человека - это не просто количественные изменения унаследованных и заложенных от рождения признаков. Развитие - это, прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности.

При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребёнка. Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека.

Многие факты, которые психологи связывают с общим психическим развитием человека, вполне соотносимы с данными развития личности. Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности и связано это, прежде всего с тем, что у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового.

Исследованию проблемы развития воображения посвящены многие философские, психологические и педагогические работы. Рассмотрим наиболее интересные характеристики воображения:

Казаков В.Г. рассматривал воображение - как психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов представлений или идей) созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретённых в процессе речевого общения.

Воображение - создание новых образов на основе предшествующего опыта. Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (дефицитом информации). Петровский А.В.

В своё время И. Кант описывал воображение как своеобразную форму связи рассудка и чувственности. Это положение становится предметом рассмотрения в некоторых современных философских работах.

Согласно работам Э.В. Ильенкова, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всём многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом (иными словами, соотносить и связывать абстракции с чувственным материалом).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка? 1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое ...

Характеристика дошкольного образовательного учреждения № 56 г. Калининград
Начало строительства детского сада - июнь 2008 года, открыт 12 сентября 2009 года. ДОУ № 56 располагается в северном жилом микрорайоне «Сельма», по улице Вилима Фермора, 1. Учредитель: комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Проектная мощность детского сада – 240 ...

Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей
Структура программы представлена по общей конструкции во многом аналогично структуре программы по развитию мышления. Базовый уровень (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), естественно, остается без изменений. На уровне, условно названном «содержательным», представлены блоки, составля ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru