Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Воображение как познавательный психический процесс

Воображение как познавательный психический процесс

Страница 1

Согласно данным из словаря С.И. Ожегова: развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врождённых и приобретённых свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребёнка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В ходе развития происходит превращение ребёнка как биологического индивида в человека, как личность - члена человеческого общества.

Развитие человека - это не просто количественные изменения унаследованных и заложенных от рождения признаков. Развитие - это, прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности.

При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребёнка. Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека.

Многие факты, которые психологи связывают с общим психическим развитием человека, вполне соотносимы с данными развития личности. Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности и связано это, прежде всего с тем, что у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового.

Исследованию проблемы развития воображения посвящены многие философские, психологические и педагогические работы. Рассмотрим наиболее интересные характеристики воображения:

Казаков В.Г. рассматривал воображение - как психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов представлений или идей) созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретённых в процессе речевого общения.

Воображение - создание новых образов на основе предшествующего опыта. Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (дефицитом информации). Петровский А.В.

В своё время И. Кант описывал воображение как своеобразную форму связи рассудка и чувственности. Это положение становится предметом рассмотрения в некоторых современных философских работах.

Согласно работам Э.В. Ильенкова, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всём многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом (иными словами, соотносить и связывать абстракции с чувственным материалом).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов
Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение. Рассматривая организацию педаг ...

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...

Характеристика возрастных особенностей первоклассников
Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребен ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru