Образование: статьи и материалы » Традиционные и инновационные методы обучения » Принципы обучения

Принципы обучения

Страница 3

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно складывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

Однако обучение не должно быть излишне лёгким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Каменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы и действия с ними), экспериментальную (опыты эксперимента), объёмную (макеты), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звуковую (аудиоматериалы), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (словесные описания событий, фактов, действий).

Взаимосвязь различных принципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Особенности общего психического развития детей в период дошкольного возраста
Одна из главных особенностей дошкольного возраста - развитие произвольности ведущих психических процессов. Наиболее объемным, информативным и сложным показателем выступает умственное развитие – это развитие познавательных о процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. В про ...

Методы обучения
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели. Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев). Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов ...

Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru