Образование: статьи и материалы » Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса » Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Страница 1

Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности».

Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения. В связи с этим центральной задачей становится обеспечение возможностей для непрерывного образования.

Постановка вопроса об обновлении принципов музыкальной педагогики и включение в неё информационных технологий обусловлена самой жизнью. Актуальность методики обучения музыке и музыкальной композиции с помощью компьютера напрямую связана с социальной и возрастной ориентацией обучения. Потребность в творчестве может и должна удовлетворяться; это становится очевидным, когда ежедневно сталкиваешься в своей практике с молодыми людьми, желающими создавать музыку на компьютере.

Разработанная методика ставит своей целью восполнить существующий пробел в методическом обеспечении музыкального образования. Предлагаемый курс теории музыки и композиции даст возможность за короткое время приобрести базовые знания и навыки, необходимые для продолжения занятий музыкой.

Большинство обучающихся, скорее всего, ограничится начальным уровнем; однако обучение приблизит их к пониманию музыки, даст возможность самовыражения в сочинении.

Наиболее одаренные смогут избрать музыку своей специальностью и продолжить дальнейшее обучение в среднем и высшем звене академического музыкального образования, либо обучаться компьютерной аранжировке и композиции на звукорежиссерских факультетах музыкальных вузов.

Аналогичные задачи выполняет детская музыкальная школа: в основном дети учатся здесь «для общего развития», и лишь наиболее одаренные продолжают профессиональное образование.

Возникает вопрос: зачем использовать в обучении компьютер? Вероятно, можно разработать краткий курс основ теории музыки и без него.

Нельзя, т.к.

- во-первых это притягательный момент,

- во-вторых, расширяет круг возможных видов деятельности для человека, включая современные специальности,

- в третьих, инструмент, у него свои достоинства и недостатки, но и из него можно извлечь много специфической пользы.

Музыковеды не привыкли пользоваться им в процессе обучения, но это необходимо и, возможно, сможет открыть в традиционном музыкальном образовании новые грани для учеников и педагогов и привлечь контингент, который до сих пор оставался вне поля зрения академического музыкального образования.

Учить музыке с помощью компьютера можно взрослого интеллектуально развитого подростка. Исходя из утверждений педагогической психологии о сензитивности подростка и потребности в самоутверждении при ориентации на данный возраст появляется возможность реализовать перечисленные качества в креативной музыкальной деятельности. Базой для раскрываемых в работе особенностей психологии подростка послужили: сборник под редакцией Д. Фильдштейна, исследование по музыкальной психологии московского ученого Л.Бочкарева, учебное пособие по социальной психологии под редакцией А, Петровского и другие. Работ, специально посвященных психологии музыкальной деятельности подростков, в том числе музыкальной, пока не существует.

Музыканты начиная с И. С. Баха, Р. Шумана, Р. Вагнера, Б. Асафьева, Б.Яворского понимали необходимость тесной связи обучения и творчества. В 19 веке было временно забыто, что одним из наиболее эффективных методов музыкальной педагогики является обучение музыке через творчество. Практически применять метод обучения музыке через композицию стали Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, М.Ф. Гнесин. Концепция методики обучения через творчество опубликована и применяется Г. Шатковским (г.Москва). Петербургский преподаватель C. Мальцев в настоящее время разрабатывает тему детского творчества в аспекте раннего обучения гармонии и импровизации. Исследования в этой области актуальны, наука отстает от требований жизни, назревшие педагогические проблемы настоятельно требуют разрешения.

«Теория музыки», понимается как комплекс дисциплин: гармонии, полифонии, элементарной теории музыки, курса анализа.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Связная речь и ее особенности
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Он утверждал, что только при правильном обучении речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения. Однако наибольшего расцвета методика развития ...

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...

Спецификации физической среды Ethernet
Исторически первые сети технологии Ethernet были созданы на коаксиальном кабеле диаметром 0,5 дюйма. В дальнейшем были определены и другие спецификации физического уровня для стандарта Ethernet, позволяющие использовать различные среды передачи данных. Метод доступа CSMA/CD и все временные параметр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru