Образование: статьи и материалы » Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса » Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Страница 1

Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности».

Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения. В связи с этим центральной задачей становится обеспечение возможностей для непрерывного образования.

Постановка вопроса об обновлении принципов музыкальной педагогики и включение в неё информационных технологий обусловлена самой жизнью. Актуальность методики обучения музыке и музыкальной композиции с помощью компьютера напрямую связана с социальной и возрастной ориентацией обучения. Потребность в творчестве может и должна удовлетворяться; это становится очевидным, когда ежедневно сталкиваешься в своей практике с молодыми людьми, желающими создавать музыку на компьютере.

Разработанная методика ставит своей целью восполнить существующий пробел в методическом обеспечении музыкального образования. Предлагаемый курс теории музыки и композиции даст возможность за короткое время приобрести базовые знания и навыки, необходимые для продолжения занятий музыкой.

Большинство обучающихся, скорее всего, ограничится начальным уровнем; однако обучение приблизит их к пониманию музыки, даст возможность самовыражения в сочинении.

Наиболее одаренные смогут избрать музыку своей специальностью и продолжить дальнейшее обучение в среднем и высшем звене академического музыкального образования, либо обучаться компьютерной аранжировке и композиции на звукорежиссерских факультетах музыкальных вузов.

Аналогичные задачи выполняет детская музыкальная школа: в основном дети учатся здесь «для общего развития», и лишь наиболее одаренные продолжают профессиональное образование.

Возникает вопрос: зачем использовать в обучении компьютер? Вероятно, можно разработать краткий курс основ теории музыки и без него.

Нельзя, т.к.

- во-первых это притягательный момент,

- во-вторых, расширяет круг возможных видов деятельности для человека, включая современные специальности,

- в третьих, инструмент, у него свои достоинства и недостатки, но и из него можно извлечь много специфической пользы.

Музыковеды не привыкли пользоваться им в процессе обучения, но это необходимо и, возможно, сможет открыть в традиционном музыкальном образовании новые грани для учеников и педагогов и привлечь контингент, который до сих пор оставался вне поля зрения академического музыкального образования.

Учить музыке с помощью компьютера можно взрослого интеллектуально развитого подростка. Исходя из утверждений педагогической психологии о сензитивности подростка и потребности в самоутверждении при ориентации на данный возраст появляется возможность реализовать перечисленные качества в креативной музыкальной деятельности. Базой для раскрываемых в работе особенностей психологии подростка послужили: сборник под редакцией Д. Фильдштейна, исследование по музыкальной психологии московского ученого Л.Бочкарева, учебное пособие по социальной психологии под редакцией А, Петровского и другие. Работ, специально посвященных психологии музыкальной деятельности подростков, в том числе музыкальной, пока не существует.

Музыканты начиная с И. С. Баха, Р. Шумана, Р. Вагнера, Б. Асафьева, Б.Яворского понимали необходимость тесной связи обучения и творчества. В 19 веке было временно забыто, что одним из наиболее эффективных методов музыкальной педагогики является обучение музыке через творчество. Практически применять метод обучения музыке через композицию стали Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, М.Ф. Гнесин. Концепция методики обучения через творчество опубликована и применяется Г. Шатковским (г.Москва). Петербургский преподаватель C. Мальцев в настоящее время разрабатывает тему детского творчества в аспекте раннего обучения гармонии и импровизации. Исследования в этой области актуальны, наука отстает от требований жизни, назревшие педагогические проблемы настоятельно требуют разрешения.

«Теория музыки», понимается как комплекс дисциплин: гармонии, полифонии, элементарной теории музыки, курса анализа.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...

Экспериментальное исследование воздействия телевидения на младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...

Понятие о сущности аудиовизуальных средств
Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения. Любая перспективная система образования уже не может ориентир ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru