Образование: статьи и материалы » Традиционные и инновационные методы обучения » Принципы обучения

Принципы обучения

Страница 2

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической или практической подготовки учащихся в общеобразовательной школе.

Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний и требует систематичности содержания, по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность – моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, то есть в том социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых.

Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Принцип последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействий субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира.

Развитие системного подхода к обучению позволило более чётко сконструировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым предметам.

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Это обучение обусловлено тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны его общению и взаимодействию с другими людьми, с другой – своему стремлению к обособлению.

Традиционное обучение в своей основе является групповым, так как оно организуется для учебных групп до 30-40 человек, а проведение лекций – для целых «потоков» курса, факультета (до 100-300 человек).

Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создаёт условия диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.

Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. это означает, что наряду с групповыми формами обучения следуют применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

Каждому возрастному этапу развития соответствуют определённые сдвиги в психическом и личностном развитии. С возрастом большое значение приобретают индивидуально-типологические различия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем её направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер.

Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе решения учебных задач. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой за ...

Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова
1. Найти однокоренные слова. Снежная сказка Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. С. Погореловский 2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске ...

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора
Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №218 г. Красноярска в 2012 году. В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее нарушение зрения. Целью констатирующего эксперимента является изучение и ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru