3) Организация учебной деятельности обучаемых:
1. Четкая формулировка цели, постановка задач доведение их до обучаемых.
2. Построение обучения как системы организации учебной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.
3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.
4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.
5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.
6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся.
7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся.
8. Разнообразие средств организации учебной деятельности.
9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению.
10. Оперативная корректировка учебной деятельности.
4) Педагогическое стимулирование и мотивация учебной деятельности обучаемых:
1. Использование возможностей педагогического воздействия на личность обучаемого компонентов учебного процесса (личности педагога, содержания образования, форм, методов, средств обучения).
2. Формирование мотивов учения.
3. Применение методов стимулирования учебной деятельности (педагогическое требование, поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение).
4. Формирование познавательного интереса.
5. Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения как стимулирующего воздействия.
6. Сочетание требовательности и уважения к личности обучаемого. Опора на положительные качества и особенности обучаемого.
7. Микроклимат. Взаимоотношения педагога с обучаемыми, стиль общения и руководства в процессе обучения.
8. Формирование долга и ответственности в учении.
9. Воспитание творческого отношения к учебному труду.
10. Профессиональная ориентация и формирование профессиональной направленности личности в обучении.
5) Структурно-композиционное построение учебного занятия:
1. Выполнение основных функций педагогом в процессе обучения (комплексное решение задач образования, воспитания и развития).
8. Выбор наиболее целесообразной структуры учебного занятия в соответствии с решаемыми задачами и особенностями учебного материала.
3. Целенаправленная взаимосвязь и взаимодействие основных компонентов учебного процесса (педагог – обучаемые – содержание).
4. Выбор средств осуществления педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения, методы педагогического стимулирования и мотивации). Целесообразность их использования в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного занятия.
5. Четкость, логичность перехода от этапа к этапу, соединение звеньев учебного процесса между собой.
6. Рациональное распределение времени между этапами учебного занятия. Выбор подходящего темпа обучения, устранение непроизводительных затрат времени.
7. Оперативная корректировка учебного занятия.
8. Повышение информативности обучения (увеличение объема знаний, усваиваемых за одно и то же время).
9. Создание оптимальных условий для обучения.
10. Подведение итогов учебного занятия и ориентация на осуществление самостоятельной работы.
Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащимся, так и к педагогу. Он охватывает: успешность обучения; комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся; степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»; совершенствование своей профессиональной деятельности; профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями. Раскроем эти критерии через первичные показатели:
1. Успешность обучения: формирует у учащихся интерес к своему предмету; добивается прочных и глубоких знаний; формирует прочные навыки и умения; учит применять знания, навыки, умения; формирует систему знания, навыков, умений.
2. Комплексное решение задач образования, воспитания развития обучаемых: учит преодолевать трудности, проявлять настойчивость и волевые усилия в решении задач образования, воспитания, развития; формирует научное мировоззрение; формирует коллектив и личностные качества обучаемых; развивает способности и воспитывает творческое отношение к учебному труду; формирует ответственность за результаты учебной деятельности и поведение.
Похожие статьи:
Особенности и содержание полового воспитания
подростков в условиях семьи
Несомненно, важным в наше время является поддержание здоровья детей, как физического, так и психологического, социального, а также духовного. Поскольку большая часть жизни ребенка проходит в семье, то данные вопросы должны интересовать в первую очередь родителей подростка. Они должны организовать п ...
Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличен ...
Педагогические методы исследования
Эффект тренировки оценивался по интенсивности нагрузки. В зависимости от уровня физического состояния (УФС) все занимающиеся были разделены на три группы: первая группа (специальная) - УФС низкий и ниже среднего, вторая (подготовительная) - УФС средний и третья (основная) - УФС выше среднего. Бегов ...