Образование: статьи и материалы » Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Страница 1

Компетентностная модель понимается как функциональная модель, многоуровневая открытая система компетенций, которая репрезентирует социокультурный процесс овладения ИЯ, обладает эвристической ценностью и обеспечивает способность и готовность к межкультурному общению на изучаемом ИЯ.

В руководящих документах по системе отечественного высшего образования является приоритетной задачей повышения качества подготовки специалиста, что включает его языковую подготовку, т. е. совершенствование качества владения ИЯ. Решение последней из перечисленных задач требует, помимо других условий, определенной методологической работы по концептуализации понятия «владение языком» и его превращения в операционализируемый термин. В этом контексте необходимо, по-видимому, обратиться к технологии моделирования как продуктивному способу познания объектов и явлений. Эта технология состоит в представлении какого-либо явления или объекта от простого графического изображения до сложной многослойной информационной модели. Модель может быть ментальной или «материально реализованной системой, которая, воспроизводя объект познания, способна замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию, новые знания об этом объекте». Широкие когнитивные и методологические возможности модели позволяют представить в последовательном развертывании любое явление, включая коммуникативную деятельность человека, владения и овладения иностранным языком.

С позиции сегодняшнего дня модель Н. Хомского представляется неким упрощением, так как в ней не учитываются социолингвистические, этнокультурные и прагматические факторы речевого общения. Однако обоснованное им разграничение между языковой компетенцией и речевым поведением играет немалую роль в формировании радикально иных, иногда противоположных, подходов к понятию владения языком. Так, некоторое время спустя другой американский исследователь Д. Хаймс, анализируя это понятие, отмечает, что оно предполагает не только знание грамматики и словаря, но и четкое представление о тех речевых контекстах, которые могут употребляться.

Д. Хаймс обращает внимание на актуальность изучения того, «какие сведения о речи, помимо правил грамматики и словаря, усваиваются ребенком в процессе его превращения в полноправного члена данного языкового общества». Модели языка, подчеркивает Д. Хаймс, должны описывать различные формы речи с учетом коммуникативного поведения и социальной жизни. Коммуникативная компетенция, по его мнению, включает три универсальные структуры: словесный репертуар, правила языковой организации высказываний и сферы общения.

B отечественной лингвистике интерпретация понятия «владение языком» представлена в работах Ю.Д. Апресяна. С его точки зрения рассматриваемое понятие включает пять умений: умение выражать одну и ту же мысль разными способами; умение извлекать из сказанного смысл; различать сходные, но разные по смыслу высказывания; находить общий смысл у внешне различных высказываний; уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных.

Из современных лингвистов наиболее близко к пониманию «владение языком» подходит социолингвист Л.П. Крысин. Он трактует владение языком через систему уровней: собственно лингвистический, национально-культурный, энциклопедический и ситуативный .

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Зарубежный и российский опыт профориентационной работы с молодежью
Российскому термину "профессиональная ориентация" на Западе соответствует термин "развитие карьеры". Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информацион ...

Дистанционное обучение
Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в с ...

Характеристика общего нарушения речи и направления коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru