Образование: статьи и материалы » Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР » Формирование произносительной стороны речи в норме

Формирование произносительной стороны речи в норме

Страница 1

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у детей необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспринимать звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка.

С самого раннего детства нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения при звукопроизношении. Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению, необходимую для успешного усвоения детьми правильного произношения.

Овладение произношением осуществляется по определенной программе. На ранних этапах речевого развития внимание детей сосредотачивается на интонационно-ритмических структурах родного языка. Комбинируя слова в самостоятельные речевые построения, дети не могут переконструировать формы слов в связи со своим собственным высказыванием. В результате чего возникают оригинальные грубо аграмматичные конструкции из неизменяемых слов-корней, употребляемых только в одном каком-либо виде.

Переломным моментом в развитии речи является вычленение ребенком из слитного языкового материала морфологических элементов и их синтезирование в собственном высказывании, что выражается в умении правильно изменять слова по падежам, лицам, числам, временам и т.д.

С момента появления в речи разрядов слов, употребляемых в 2-3 формах, наступает скачок в развитии. Это выражается в быстром усвоении разных форм словоизменения и словообразования. Параллельно этому процессу идет процесс усвоения звуков русского языка, который завершается (в случаях отсутствия нарушений со стороны артикуляционного аппарата) вместе с усвоением сложных типов предложений. Усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука.

Овладение артикуляцией имеет значение не только для выработки правильного произношения звуков, - оно является этапом в развитии у детей обобщенных представлений о звуке, так как приучает их сознательно выделять звукообразующие элементы. Слуховое восприятие в процессе овладения детьми произношением выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствовал воспринимаемому образцу.

Фонетические нарушения могут различаться по частоте случаев. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м, н, т, п]. Чаще всего дефекты произношения встречаются при формировании трудных по артикуляции звуков. Чем сложнее способы артикуляции звука, тем позже и труднее устанавливается у ребенка правильное его произнесение, и тем многообразнее будут дефекты произношения этого звука.

Выдающийся советский физиолог А.Н Гвоздев, изучая ход развития нормальной детской речи, выделил несколько этапов формирования грамматического строя речи. Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и частицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

В работе над формированием произносительной стороны речи лежит последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Большое внимание следует уделить развитию речевого дыхания, голосового аппарата, подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения. Правильное положение и движение органов речи, необходимы для произнесения звуков русского языка. Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе, тембру, ритму, темпу речи. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются логические паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Качество голоса зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей ведут к возникновению голосовых нарушений. Часто у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряженной речью, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка. Начинать коррекционную работу следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р и др., а с простых : и, ф ,т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваться постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка. Систематическое, последовательное занятие по отработке всех звуков (проводятся, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группе), а также работа по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей эстетического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе является оказание оптимальной помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями в достижении эмоционально-личностного общения посредством познания природы и отражающих его искусств. Она выражается в нахожден ...

Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...

Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru